Posted 26 марта 2012,, 11:00

Published 26 марта 2012,, 11:00

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

На министерство пожаловались в прокуратуру

26 марта 2012, 11:00
На министерство пожаловались в прокуратуру
Сюжет
Статьи

Депутат ЗС РК уверен, что Карелия теряет в лесу – миллиарды.

Карельский парламент поддержал запрос депутата ЗС РК от Костомукши Николая Салакки к прокурору республики Карену Габриеляну, в котором тот просит дать правовую оценку действиям карельского Минприроды, сохранившего повышающие коэффициенты при приведении договоров аренды лесфонда в соответствие с Лесным кодексом страны. «Лесной портал Карелии» цитирует Салаку – «министерство по природным ресурсам и экологии республики при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ… сохранило повышающие коэффициенты, которые были предложены арендаторами на конкурсах 2004-2006 гг.» Вместе с тем, как отмечает депутат, действующим федеральным законодательством указанные повышающие коэффициенты, как составляющая часть арендной платы за использование участков лесного фонда, не предусмотрены.

Предыстория ситуации проста - с 2004 года в республике проходили закрытые конкурсы на право долгосрочной аренды. По отзывам специалистов, тогда творились настоящие чудеса – поскольку конкурсы были закрытыми, то сами организаторы решали кого позвать, кого не позвать, кому отказать, а на чьи условия согласиться. В результате, по мнению наблюдателей, в самых выгодных условиях оказались те, кто был по каким-то причинам приятен и удобен тогдашней власти. Как результат – миллионы и миллиарды потерянных налогов.

Сам Салакка – известный в Костомукше предприниматель, занимается, в том числе и лесом, и готов продемонстрировать потери на конкретных примерах:

- Существуют так называемые коэффициенты, исходя из которых рассчитывается, грубо говоря, сумма, которая будет выплачена предприятием в республиканский бюджет за один кубометр срубленного леса. Так вот, возглавляемое мной ООО «Фрегат» в Костомукше имеет на данный момент повышающий коэффициент 2,64 и вырубил в прошлом году 9200 кубометров леса. Мы заплатили в федеральный бюджет миллион с небольшим, и чуточку больше – в республиканский бюджет. В среднем это – 110 рублей за куб. Бок о бок с нами работает Костомукшский леспромхоз, повышающий коэффициент у которого – 1,15. Он за год вырубил 67 тысяч кубов леса, заплатив в среднем по 87 рублей за кубометр в федеральный и всего 13 руб.12 копеек – в региональный. В результате республиканский бюджет получил за 67 тысяч кубов леса всего 885 тысяч рублей, или на 133 тысячи рублей меньше, чем от ООО «Фрегат». Если бы они платили по той же схеме, что и «Фрегат» то региональный бюджет, по моим оценкам, должен был бы получить дополнительно 6 с половиной миллионов рублей. Вдумайтесь в эти цифры. Леспромхоз вырубил леса, в 7 с лишним раз больше, чем мы, а заплатил за год, получается, в 8,37 раз меньше. Разве это рационально и по-хозяйски?

Естественно, Салакка, как и любой бизнесмен, бьется не только за интересы бюджета, но и за экономический успех фирмы. Ведь крайне трудно было конкурировать в таких условиях с соседями, попавшими в число любимчиков республиканской власти. И хотя на прежние его запросы в прокуратуру он получал ответы примерно в таком духе: да, ситуация – несправедлива, но сделать ничего нельзя, потому что конкурсы прошли уже давно, всё законно, и условия аренды определены на десятилетия вперёд, но Салакка уверен - ситуацию можно было бы поправить.

- Я всегда привожу в пример соседнюю с нами Архангельскую область. Коэффициенты были установлены в Карелии по результатам проведенных лесных конкурсов, а не по результатам аукционов, и они входят в общий размер арендной платы, и потому, согласно ст.614 Гражданского кодекса РФ их размер может изменяться, пусть и не чаще чем раз в год. И этим правом архангельские власти успешно пользуются – так на 2010 год в области повышающий коэффициент для всех арендаторов был установлен в размере 1,5, на 2011 – 1,7, на 2012 будет – 1,69. Конечно, здесь также практикуется дифференцированный подход, но он вполне прозрачен – арендаторы леса, которые участвуют в строительстве лесовозных дорог и мостов, объектов инфраструктуры, которые будут отапливать больницы, школы и детсады, получают скидку, но только на время проведения самих работ. И нельзя сказать, что кто-то – любимчик, который платит меньше за счет блата.

Сколько же Карелия теряет на «любимчиках»? Около 6 миллионов кубов в году у нас вырубается именно по договорам аренды, заключенным по результатам конкурсов, и если одно предприятие платит 107 рублей с куба, а другое – 13 рублей, то разница составляет около 100 рублей. Умножаем и получаем цифру в 500-600 миллионов ежегодно выпадающих доходов республиканского бюджета. И это только потери на аренде и коэффициентах. А если вспомнить о том, что многие из этих арендаторов не имеют ничего, кроме директорского стола в офисе, а вырубку осуществляют подрядные организации из-за пределов Карелии, то ситуация выглядит и вовсе вопиющей. Никакие налоги и отчисления в местные бюджеты и внебюджетные фонды такие предприятия не платят, поскольку им не с чего их платить.

Салакка надеялся на то, что при новой власти ситуация изменится. У Нелидова, вроде бы, нет тех «любимчиков», которые были у предыдущего главы. Однако Минприроды сохранило тот же уровень коэффициентов. Вот Салакка и обратился в прокуратуру в очередной раз.

"