Posted 25 августа 2017,, 14:30
Published 25 августа 2017,, 14:30
Modified 12 ноября 2022,, 07:55
Updated 12 ноября 2022,, 07:55
Сегодня по инициативе руководителя региона Артура Парфенчикова в Петрозаводском государственном университете прошел «круглый стол» по теме, касающейся проблем в математическом образовании учеников общеобразовательных карельских школ.
Проблема назрела настолько, что различные специалисты, занимающиеся математическим образованием детей, перед началом учебного года буквально хватаются за голову в мыслях о том, как же преодолеть серьезные недостатки в этой науке.
- Сама инициатива проведения такого «круглого стола», еще раз укрепилась в рамках нашего Петербургского экономического форума, где собравшиеся тоже коснулись и образовательной темы. Все сошлись во мнении, что основой любого образования, в том числе и гуманитарного, является математическое. А в основе любого подготовленного специалиста должна лежать математика, - открыл совещание руководитель региона.
Далее Артур Парфенчиков рассказал, что сегодня ощущается нехватка учителей математики в сельских школах. В 211 образовательных учреждениях республики работает 700 математиков, а это лишь 12 процентов от общего числа педагогов:
- Доля учителей математики, имеющих высшую квалификационную категорию, очень небольшая. В республике существует серьезная кадровая проблема в математическом образовании. Проблема усугубляется тем, что ПетрГУ, который готовит учителей математики, выпускает их в небольшом количестве.
Наиболее яркими показателями качества математического образования, как правило, являются результаты госэкзаменов и олимпиад по математике:
- Если обратить внимание на результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике, то приходится констатировать ухудшение ситуации. За последние три года резко снизилось количество участников олимпиады: с 25 до 7 человек.
В этом году ни один призер республиканского этапа Всероссийской олимпиады по математике не участвовал в заключительном этапе, так как не набрал нужного количества баллов.
- Я не думаю, что у нас нет детей, способных на самом высоком уровне работать в математическом направлении. Наверное, это как раз и говорит о качестве нашего с вами образования, - посетовал руководитель.
Далее он отметил, что необходимо иметь больше специализированных школ с математическим уклоном, математических классов, которые при участии высшей школы, при участии наших специалистов из академии наук, могли бы готовить ребят очень высокого уровня:
- Мы должны понимать, что раз у нас с вами такая ситуация по олимпиадам, то, наверное, нам надо что-то менять в подготовке к олимпиадам.
Затем Артур Парфенчиков рассказал о результатах ЕГЭ в текущем году. Выяснилось, что 22 школы показали высокие результаты по математике на базовом уровне. Еще 14 школ показали высокие результаты на профильном уровне. Из них только три школы из Петрозаводска.
- Это уникальная ситуация с определенным ироническим подтекстом. У нас есть ПетрГУ и Академия наук и всего три столичные школы были на высоте. Остальные - в районах. Молодцы!
В этом году лишь один выпускник из Державинского лицея показал стобальный результат на ЕГЭ по математике. Врио Главы республики поблагодарил учителя, который подготовил такого выпускника и вручил Людмиле Рудович благодарственное письмо, заметив, что без огранки даже алмаз не блестит.
Далее участники «круглого стола» продолжили конструктивный разговор, в котором серьезно проанализировали ситуацию. И тут стало понятно, что уровень качества математического образования резко падает при переходе детей из начальной школы в основную. Падение составляет 25 процентов. Одна из проблем кроется в отсутствии мотивации у учеников.
Также собравшиеся проанализировали подготовку математиков в высшей школе и тут, как выяснилось, тоже хватает проблем.
Порой на это направление в вуз приходят случайные абитуриенты, которые уходят прямо с первого курса. А значит, чтобы такого не происходило, стоит уделить внимание профессиональной ориентации будущих студентов.
Кроме того, не все выпускники идут работать в школы: традиционно половина из них уходит работать в финансовые структуры и коммерческие организации.
Проблема связана еще и с тем, что сегодня молодых учителей государство не очень-то и поддерживает материально. Также выпускники не хотят ехать в районы и заниматься с сельскими детьми. Нет мотивации.
- Понятно, что это не дело одного дня и совещания, но мы должны видеть перед собой некую «дорожную карту», которая позволит поднять уровень математического образования в ближайшие годы, - заключил Артур Парфенчиков.