Posted 24 мая 2007,, 09:47

Published 24 мая 2007,, 09:47

Modified 12 ноября 2022,, 09:50

Updated 12 ноября 2022,, 09:50

Гражданское общество на службе у детей-сирот

24 мая 2007, 09:47
Гражданское общество на службе у детей-сирот
Сюжет
Статьи

Дети-сироты – как Карелия выполняет свои государственные обязанности перед ними? Такой вопрос стал первым в повестке дня заседания Совета при Главе Республики по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, состоявшегося 24 апреля.

Предметом обсуждения стал вопрос выполнения Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенный в действие с 11.12.2005г.

Закон позволил решить многие копившиеся десятилетиями финансовые проблемы содержания детей в детских домах. Закон способствовал безболезненному для бюджета республики переходу на новую систему финансирования государственных обязательств в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, в приемных и патронатных семьях.

В то же время с начала 2007г. в общественные организации республики из детских домов стала поступать тревожная информация о проблемах в финансировании, о неравных условиях, в которых оказались дети-сироты в зависимости от места расположения детского дома и от его статуса (муниципальное учреждение или государственное). Поэтому рабочая группа Совета по улучшению положения детей и защите их прав взяла на себя функцию организатора мероприятий по анализу ситуации, объединив при этом усилия специалистов министерств: образования и финансов.

Такой совместный профессиональный анализ порядка формирования субвенции для районов на 2007г., ее использования и содержания расходов в сметах 25 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что тревога была не напрасной.

Оказалось, что в 10 учреждениях планируемые показатели в отношении финансирования питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, медикаментов, учебных принадлежностей, спортивного инвентаря, игрушек в расчете на одного ребенка значительно ниже размера денежных средств, выплачиваемые ежемесячно на те же цели на содержание ребенка опекуну (попечителю) приемной семье и патронатному воспитателю (от 34% до 76%). В 4 детских домах планируемых показатели даже ниже прожиточного минимума на ребенка. Анализ показал, что уровень финансирования учреждения существенно зависит от его статуса (ГОУ, МОУ), от места расположения учреждения (сельское или городское), от степени наполняемости учреждения, состояния здания и особенностей коммунального обслуживания.

Нельзя сказать, что специалисты Минфина игнорировали особенности учреждений, но при определении размера финансового норматива они взяли за основу усредненные показатели. Поэтому для учреждений, находящихся в лучших условиях (с большим количеством детей, расположенных в городе, с отоплением от теплоцентрали) субвенция, определенная на основе финансового норматива, оказалась вполне приемлемой, а для небольшого сельского детского дома, использующего систему индивидуального электроотопления, субвенция оказалась заниженной в 3 раза.

В ходе заседания членам Совета и приглашенным были представлены результаты анализа ситуации и предложения по ее изменению. Обсуждение было острым и эмоциональным. Особенно возмущались члены Совета – представители старшего поколения В.В. Громов, Н.П. Черненко. Они сравнивали послевоенную и сегодняшнюю ситуации и недоумевали, как могло случиться, что детям в 4 детских домах не обеспечен даже прожиточный минимум. Представителю Минфина было нелегко отвечать на острые вопросы членов Совета.

По результатам обсуждения Совет принял конкретные рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления, направленные на обеспечение государственных обязательств Республики Карелия перед сиротами. Предусмотрено, в частности, подготовить предложения по введению дополнительных поправочных коэффициентов для расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов из Регионального фонда компенсаций на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывающих специфические особенности учреждений.

Администрации Главы Республики Карелия рекомендовано создать рабочую группу из числа специалистов министерств образования, здравоохранения и социального развития, органов местного самоуправления по вопросам реформирования органов опеки и попечительств, включив в ее состав представителей рабочей группы по улучшению положения детей и защите их прав Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека. При решении вопросов реформирования органов опеки и попечительства определить единый уровень подчиненности для всех учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель рабочей группы Совета по улучшению положения детей и защиты их прав

Надежда Павлова

"