Кводлибет: придется учиться заколачивать гвозди лбом, если ничего не изменится в медицине

Кводлибет: придется учиться заколачивать гвозди лбом, если ничего не изменится в медицине

Кводлибет: придется учиться заколачивать гвозди лбом, если ничего не изменится в медицине

24 апреля 2015, 09:25
Общество
Ася Кошелева
Кводлибет: придется учиться заколачивать гвозди лбом, если ничего не изменится в медицине

В Петрозаводском университете прошел первый в истории России свободный диспут или кводлибет. В центре внимания оказалась тема взаимоотношений между пациентами и докторами. Инициатором обсуждения выступил известный анестезиолог профессор Анатолий Зильбер. Среди участников кводлибета были студенты и преподаватели медицинского института ПетрГУ, представители медицинского сообщества Карелии, а также время от времени к спорам по видеосвязи присоединялись специалисты из России, США, Армении и других зарубежных стран.

Со сцены прозвучали доклады, которые проиллюстрировали актуальность проблемы отношений населения и медицины. Согласно опросу среди пациентов от 18 до 80 лет, который провела студентка третьего курса медицинского института ПетрГУ, 80 % респондентов признались, что испытывают негативные эмоции во время посещения медучреждений. В список отрицательных сторон здравоохранительной системы, по мнению опрошенных, попали коррупция, высокая цена на платные медицинские услуги, низкая оплата медицинского труда, объем бумажной работы для врачей, устаревшие методы диагностики, а также используемое оборудование. Пациенты недовольны диагностикой и лечением, которые занимают слишком много времени, очередями в регистратуру, а также лечением по шаблону и низким качеством медицинского образования.

Во время кводлибета также поднимался вопрос о платной медицине. Среди очевидных плюсов, таких как отсутствие очередей и точное время приемов, были отмечены и минусы коммерческих услуг. Речь идет об отсутствии высокотехнологичного оборудования, которым в России чаще всего обладают крупные государственные больницы.

Особого внимания удостоилась проблема низкого уровня гуманитарной культуры среди студентов и выпускников медицинских факультетов. Обвинение в адрес будущих и молодых специалистов не было сделано голословно. Как показал опрос студентов-медиков пятых-шестых курсов и их преподавателей, среди ненужных в медицинском образовании предметов оказались девять гуманитарных дисциплин. По мнению опрошенных, в учебном процессе должно увеличиться число узкоспециальных предметов, а такие науки, как экономика, политология и культурология, могут исчезнуть из образовательной программы. Озвученные результаты Анатолий Зильбер назвал «ужасными».

- Мы учим методике, медицине, но мы не учим гуманитарной культуре. Ее отсутствие сводит на нет любой метод, который применяет врач, - заявил Анатолий Зильбер. - Сегодняшнее интеллектуальное, культурное состояние студентов-врачей мало отличается от уровня их учителей и учителей их учителей. Это ужасно! Если это не переменить, то мы придем к тому, что будем учиться заколачивать гвозди, причем лбом, потому что там шляпка есть.

Кводлибет - это особая форма диспута, которую практиковали в европейских средневековых университетах. По условиям докладчику (или кводлибетарию) из аудитории могли задать вопрос на любую тему, которая ложилась в основу спора. По словам Анатолия Зильбера, петрозаводский кводлибет - первый за 250 лет в мировой истории. Во время подобных интеллектуальных дискуссий спорщики часто могли доводить дело до драки. Не обошлось без острых моментов и на это раз. Одна из гостей диспута задала вопрос Анатолию Зильберу об уровне подготовки выпускников мединститута Петрозаводского университета. Профессор не стал давать ответа, сославшись на «несчастье со слуховыми аппаратами», и пригласил на отдельную встречу.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter