Posted 23 декабря 2015,, 07:43

Published 23 декабря 2015,, 07:43

Modified 12 ноября 2022,, 08:30

Updated 12 ноября 2022,, 08:30

Ученые проверили эффективность «страшных» картинок на пачках сигарет

23 декабря 2015, 07:43
Ученые проверили эффективность «страшных» картинок на пачках сигарет

Группа психологов из четырех американских университетов провела первое «полевое» исследование влияния располагаемых на сигаретных пачках стикеров о вреде курения на потребителей табака.

Ученые установили, что картинки, изображающие негативные последствия курения, вызывают более сильные отрицательные переживания у курильщиков, чем текстовые сообщения. Графические изображения помогли некоторым испытуемым обратить внимание на потенциальный вред здоровью и задуматься о возможности покончить с употреблением табака. Также картинки оказались наиболее запоминающимся и вызывающим доверие способом донести информацию о пагубных последствиях курения до курильщиков, сообщает издание N+1

Ученые отобрали группу из 293 взрослых курильщиков со средним возрастом в 34 года. Все участники эксперимента ежедневно выкуривали от 5 до 40 сигарет. Весь эксперимент длился четыре недели. По понедельникам каждый испытуемый являлся в офис исследователей и получал недельный запас пачек сигарет предпочитаемого бренда с нанесенными на них разного типа предупреждениями, а также заполнял специально разработанные психологические опросники.

На сигаретные пачки крепились три вида предупреждений: только текстовое (например, «Курение может привести к смертельно опасным заболеваниям легких»); только графическое (девять разных картинок с изображениями последствий различных заболеваний, вызываемых курением, например, трахеостомии — хирургически созданного отверстия в трахее, и короткой надписью) и совмещающего картинку с подробным описанием вреда курения и вызываемого им заболевания.

Таким образом, ученые предполагали изучить влияние формы и содержания предупреждений на поведение курильщиков и их субъективную оценку негативного эффекта курения, риска тех или иных заболеваний, доверия к предупреждениям, эффективности их запоминания, осознанных намерений бросить курить в будущем.

Выяснилось, что графические изображения заставляли испытуемых больше переживать о негативных последствиях курения. Увеличивали осознание риска употребления табака для здоровья, а также осведомленность о тех или иных опасных последствиях. Также картинки очень хорошо запоминались и вызывали гораздо большее доверие у испытуемых.

При этом важно отметить, что поведение курильщиков никак не изменилось. В ходе эксперимента никто не бросил курить, а количество потребляемых сигарет в целом немного выросло. Некоторые испытуемых выразили осознанное намерение бросить курить в будущем, однако осуществили ли они это намерение — осталось вне фокуса внимания исследователей.

"