Posted 23 октября 2011,, 17:41

Published 23 октября 2011,, 17:41

Modified 12 ноября 2022,, 09:28

Updated 12 ноября 2022,, 09:28

На обочине, без перспектив…

23 октября 2011, 17:41
На обочине, без перспектив…

Iso maa--isot kuopat! Большая страна - большие ямы

Именно так, используя меткое финское выражение можно сказать о проблемах Калевальского северного района. Провальных проблем в районе – великое множество. Национальный район Карелии по воле федеральных чиновников оказался не просто на обочине, а в глубокой яме, выбраться их которой в одиночку району будет ему крайне сложно.

Калевала - Костомукша-транзит

Нынешним летом население Костомукши стало расти, поскольку в город горняков переводят пограничную службу из Калевалы. В Костомукше уже появились объявления об аренде квартир. Калевала в результате этого в скором времени не досчитается солидной суммы в своем и без того скудном бюджете. Решение же федеральной пограничной службы ФСБ окончательное и обжалованию не подлежит. Для Калевалы – это солидный минус. Вместе с вольнонаемными уходит к соседям и подоходный налог, лишается Калевала и солидной части выручки от торговли. Как известно, многие работники пограничной службы в Калевале жилье снимали. Для местных калевальцев, где с работой не густо, это был хороший приработок. Теперь он переезжает в Костомукшу. Вольнонаемным и контрактникам, которые трудились в погранслужбе, так же будет предложено сняться с насиженного места и перебраться в Костомукшу. Перед людьми дилемма - остаться в родном поселке, но без работы или перебраться в соседнюю Костомукшу, но пока без жилья. Люди теряют и в том, и в другом случае.

Как говорится, чего только в Калевале нет! Районный суд и милиция переведены в Костомукшу, а в поселке остались только их подразделения. Теперь лишается поселок и погранотряда.

А я по шпалам, а я по шпалам пойду домой по привычке!

Несколько лет депутат Законодательного Собрания Карелии Михаил Мрыхин держит под контролем ситуацию сохранения железнодорожного пассажирского сообщения Петрозаводска с поселками Калевальского национального района Боровой и Юшкозеро, а так же с поселками Муезерского района Суккозеро, Тумба, Мотка, Лендеры.

Однако, с 1 сентября 2011 года Октябрьская железная дорога все же отменила прямые железнодорожные перевозки из Петрозаводска не только в Юшкозеро, но и Лендеры, Янисъярви, а с 15 октября значительно сокращено движение поездов дальнего следования из Петрозаводска в Костомукшу. Эти «нововведения» затронули интересы и законные права порядка 100 тысяч человек, проживающих в Карелии - тех, кто пользуется этим видом транспорта. Сделано же это, как пояснили в железнодорожном ведомстве, по причине нерентабельности. Однако, сколько ни пытались депутат М. Мрыхин и правительство республики получить документы из этого ведомства с расчетами рентабельности – ничего не вышло.

Чиновники в «высоких» кабинетах манипулируют национальной политикой по своему усмотрению. Когда нужно похвалиться толерантностью и терпимостью по отношению к разным нациям и народностям, на свет «вытаскивают» национальный вопрос и тогда вспоминают про малые нации и народности, а когда надо им помочь – напрочь забывают. Приходится напоминать.

Депутат ЗС РК М. Мрыхин инициировал массу обращений в федеральное правительство и лично обратился к директору ФСБ России А.Бортникову, министру обороны А.Сердюкову, поскольку считает, что по этим направлениям приграничного железнодорожного сообщения должны существовать мобилизационные планы федеральной пограничной службы ФСБ России и министерства обороны. Однако, проблема решена не была.

В конце концов, М.Мрыхин вынужден был лично обратиться к Президенту РФ Д.Медведеву, поскольку считает, что в данном случае нарушаются законные конституционные права граждан на доступность и свободу передвижения граждан по территории РФ.

Автомобильная дорога, что ведет в эти края, относится к пятой категории – это скорее, как говорят в народе, «направление». Отсутствие нормального автомобильного сообщения по сути напрочь отрезает большую часть Калевальского района от внешнего мира. Народ едет поездом до Кеми, а оттуда часа три трясется на автотранспорте. И это в 21 веке!

Отсутствие железнодорожного и нормального автомобильного сообщения в конечном итоге приведет к тому, что через несколько лет в Калевальском районе останутся одни пожилые люди, а молодежь уедет в более перспективные города, в ту же Костомукшу. Впрочем, без всяких перспектив получить жилье в городе горняков.

-- Вы посмотрите,- негодует Михаил Мрыхин, какие деньжищи в виде дотаций за перевозку пассажиров требует железная дорога – 36,7 млрд. рублей! Государство выделяет им 30 млрд., и все равно дорога не довольна! А меж тем, мы так и не можем дождаться ответов на запросы с просьбой показать расчеты, из чего складываются железнодорожные тарифы, почему нерентабельные перевозки по северу Карелии, какова в этих затратах транспортная составляющая, а не зарплаты олигархов от транспорта. Разве это нормально, что железнодорожное начальство раскатывает в отдельных вагонах, железнодорожное ведомство содержит баскетбольные, хоккейные, футбольные команды, покупает дорогостоящих легионеров для своих клубов и в то же время требует дотаций от государства! Ничего подобного нет ни в одной стране мира! Правда, не скажу «за Сомали»,- подытоживает депутат Мрыхин.

Утраченные надежды.

С огромным энтузиазмом создавалось в Калевале то, что ныне именуется его инфраструктурой, его социальными объектами, - вспоминает Михаил Мрыхин. Сейчас степень благоустройства в Калевале достаточно высокая для подобных поселков Карелии. Здесь была построена по финской технологии детская поликлиника, станция скорой помощи, акушерско-гинекологический корпус, достраивается районная больница. В поселке проведен водопровод. Электрифицированы два поселка Калевальского района - Кепа и Луусалми. Больница строилась в надежде улучшить показатели по рождаемости в национальном районе Карелии. Таким образом, планировали увеличить процент коренного карельского населения- носителей карельского языка.

Михаил Мрыхин – депутат в Законодательном Собрании Карелии с 94 года. Реконструкция Калевальской больницы была надеждой Мрыхина, врача по специальности. Тем более, что опыт превращения районной медицины из отстающей в передовую был перед глазами. 8 лет, с 1972 по 80 год, он проработал в Муезерском районе, и Лендерская участковая больница была лучшей в Карелии. Он хотел, чтобы и Калевальская добилась таких же показателей. И старался на депутатском посту делать для этого максимум возможного. Теперь оказывается, что все эти труды были напрасными.

Со временем в больнице обслуживать будет некого, ведь население в рунопевческом крае катастрофическим сокращается. Подстанция, мощности которой были рассчитаны на рост поселка, не используется в полную силу. Ехать работать в калевальскую больницу врачом уж сегодня желающих не найти - неперспективно.

В 2005-ом, когда зашла речь о переселении людей из неперспективных поселков и деревень, Глава республики особо отметил, что речь ни в коей мере не должна касаться Калевальского района, где сохраняется самобытная национальная культура Карелии, а Калевала считается родиной всемирно известного карело-финского эпоса "Калевала". По словам Катанандова, такие районы "должны стать Меккой для туристов".

Что не позволило себе в ту пору руководство республикой, с легкостью решили федеральные начальники.

Туристская Мекка! Туристская Мекка?

Станет ли Калевальский район такой туристской Меккой – большой вопрос. А ведь именно у этого района есть множество интересных достойных объектов, которые бы наверняка заинтересовали туристов в этом самобытное крае, начиная от легендарной сосны Леннрота до построенного не столь давно в деревне Вокнаволок центра карельской культуры. Едут туристы на озеро Куйто и живописные местные водопады, чтоб полюбоваться прекрасной северной природой. А в рунопевческих деревнях до сих пор сохранились традиционные карельские постройки - дома, амбары, бани. Есть здесь уникальный музей рунопевцев. Это именно то, что интересно туристам. Бывают они и на деревенских летних праздниках.

Местные энтузиасты недавно возвели в Калевале новую гостиницу, капитально отремонтировали другую, занялись развитием туристского бизнеса, оборудовали гостевые домики в районе Кормушниеми. Однако, с прекращением железнодорожного сообщения и плохими автомобильными дорогами перспективы развития туризма в этих краях тают на глазах. К тому же ехать сюда «на перекладных» или с пересадками найдется немного желающих среди туристов.

Я планов наших люблю громадье!

Калевальский район долгие годы крепко стоял на деревянных ногах. Юшкозерский леспромхоз входил в пятерку самых крупных в Карелии. В поселке Боровой в эпоху расцвета лесопромышленного комплекса республики построили котельную. Возвели ее довольно далеко от Борового в расчете на перспективу и развитие поселка. Этого не произошло.

В 2001-ом для модернизации приграничных котельных правительство республики собиралось привлечь средства европейских финансовых структур. Тогда же Калевала рассматривалась в качестве пилотного проекта реконструкция системы теплоснабжения . Для реализации этого проекта правительство Карелии рассчитывало привлечь безвозмездную помощь Евросоюза в виде гранта ТАСИС на 430 тыс. евро, экологическая финансовая корпорация Северных стран была намерена выделить республике займ в размере более миллиона евро. Часть средств собирались получить от Глобального экологического фонда. Громадье планов и масштабов! Планы остались только на бумаге. До сих пор не решена проблема с отоплением поселка.

В начале года Михаил Мрыхин поставил вопрос перед республиканским правительством о том, что для Калевалы необходимо найти серьезного оператора, который бы надолго пришел в район и занялся его теплоснабжением, чтобы население в грядущие холода не замерзло.

Изображение: Гирт Вилкс, Вяйнямейнен Иллюстрация к книге "Kalevala", Рига, 1964 г.

"