Posted 21 октября 2022,, 13:38

Published 21 октября 2022,, 13:38

Modified 30 октября 2022,, 21:52

Updated 30 октября 2022,, 21:52

Женщина с ДЦП из Карелии: безвыходного не бывает, случается выгодным статус инвалида

21 октября 2022, 13:38
В школе и ВУЗе людям с инвалидностью приходится непросто. Учителям порой сложно понять, как работать с таким подопечным. Но инженер в вузе в Карелии Лилия Коновалова прекрасно знает по себе, каково это — быть «особенным».

У Лилии Коноваловой из Карелии — ДЦП 2-й группы. Людям с таким диагнозом огромным трудом даются даже самые элементарные произвольные и целенаправленные движения.

«Мама с папой делали все возможное и невозможное, чтобы поставить меня на ноги и в буквальном смысле слова, вдохнули в меня жизнь, заведя мой маленький моторчик, который со временем превратился в мощный двигатель, и его уже не остановить», — вспоминает Лилия.

Поступая в Петрозаводский Государственный Университет в далеком 2003-м году, молодая абитуриентка не могла представить, что это поделит ее жизнь на «до» и «после».

«Я попала совершенно в иную атмосферу, где кипит своя, непохожая на другие студенческая жизнь. Здесь я чувствовала себя пусть маленькой, но неразрывной частичкой целого мира, царящего в ВУЗе, где всё взаимосвязано. Словно в крохотном, но идеальном государстве, здесь существуют свои законы и порядки. И у каждого здесь, будь то ректор или студент, есть права и обязанности.»

Наша героиня участвовала во всех студенческих «движухах», получала удовольствие и просто от того, что ее окружают образованные и добрые люди.

«Мне очень повезло и с моими однокурсниками. Я благодарна им за то, что среди них я могу быть сама собой. И я вовсе не спешила получить диплом, а просто наслаждалась тем, что нахожусь в обществе высокообразованных и духовно-нравственных людей, которые относятся ко мне как к равной.»

После выпуска Лилии так не хотелось расставаться с любимым ВУЗом, что она решила остаться в нём на всю жизнь. Теперь она — инженер Центра воспитательной и социальной работы в любимом ПетрГУ, а еще педагог-психолог в педколледже. Ее подопечные — студенты с инвалидностью.

«Первое занятие — диагностика, даю ребятам какой-нибудь тест. Они выполняют задания, а я обрабатываю, даю новую информацию, спрашиваю — понятно или нет.»

Главное, чему Лилия хочет научить детей, — правильное отношение к самому себе.

«Нельзя жить с мыслью, что все тебе всё должны, постоянно что-то требуя сначала от родителей, потом от педагогов, от общества, от государства. Человеку с инвалидностью необходимо самому для себя определиться, кто он: беспомощный лодырь, просящий милостыню, или самостоятельная зрелая личность, не боявшаяся брать на себя ответственность и умеющая принимать решения.»

А для себя героиня проекта #безграничные_возможности2022 давно решила, кто она. Одним из самых серьезных решений в жизни Лилии стал переезд в собственное жилье. Со всеми обязанностями отныне она справляется сама, не полагаясь на помощь других. Сходить в магазин, приготовить ужин, выполнить какие-то задачи по дому — проще всего сидеть и ждать, когда близкий человек сделает это за тебя. И только помещая себя в «безвыходные» ситуации, как выражается Лилия, человек с ограничениями может эти ограничения превозмочь.

«У любого нормального человека, глядя на то, как я „мучаюсь“ (к примеру, полчаса гоняю кусок мыло по ванне, силясь его поймать), естественно, возникает желание мне помочь. Но я так не хочу! Не хочу, чтобы за меня всё кто-то делал. И не хочу подменять всякую социальную роль (муж, мама, папа, брат, подруга, учитель, сосед и т. д.) ролью своей няньки.»

Лилия Коновалова считает, что гиперопека людей с инвалидностью может привести к так называемому «вторичному дефекту» — когда человек настолько привыкает к заботе, что потом в нем бывает очень сложно развить самостоятельность. Поэтому целью своей жизни она поставила постоянное развитие — и себя, и своих учеников. Ведь у «особенных» людей свой, особенный путь в этом мире.

"