В Нацбанке Карелии рассказали о новом виде финансового обмана

В Нацбанке Карелии рассказали о новом виде финансового обмана

20 сентября 2018, 17:15
Общество
Дмитрий Ананьин
Потребители все чаще сталкиваются с «мисселингом»

На финансовом рынке все большее распространение получает так называемый «мисселинг» - в самом общем смысле, ввод в заблуждение потребителя услуг. И чаще всего возможный обман грозит тем, кто желает положить деньги на вклад. О новой недобросовестной практике банков, с которой могут столкнуться и жители Карелии, 20 сентября журналистам подробно рассказало руководство местного регулятора отрасли – Национального банка республики.

- В основе проблемы лежат нежелание и невнимательность потребителей при заключении договоров, нежелание вникать в детали этих договоров, а также слишком большое доверие к работникам банка, которые их обслуживают, - поделился подробностями начальник отдела безопасности и защиты информации Национального банка по РК Вадим Попов. – В итоге потребитель попадает в нехорошие ситуации и приобретает совсем не тот продукт, который планировал. Чаще всего жертвами мисселинга становятся потребители, которые планируют разместить денежные средства во вклад.

В этом году эксперты особо отмечают конкретный вид мисселинга, который встречается при продаже услуг по инвестиционному страхованию жизни (ИЖС). Сегодня такие предложения у банков особенно популярны, и относиться к ним следует с удвоенной внимательностью.

- Наиболее распространенный пример – ситуации, когда банк выступает в качестве страхового агента и производит инвестиционное страхование жизни, - пояснил Попов. - Когда клиент получает такой продукт, он не понимает, что в этом случае правила будут отличными от тех, какие предлагаются при обычном, депозитном вкладе. В частности, при необходимости клиент не сможет в какой-то определенный момент снять с вклада деньги.

Классическая ситуация: клиент захотел переоформить депозит, а менеджер в организации предлагает ему сложный и многостраничный договор на инвестиционное страхование жизни. Насторожить должен уже сам объем документов.

- Смысл в том, что это уже не депозит, простой продукт, к которому привык клиент, - добавляет и.о. управляющего Нацбанка по РК Юлия Автухова. – Здесь заходит речь о доходах (чаще всего высоких), которые может получить клиент.

При заключении договоров инвестиционного страхования жизни действуют иные правила, сроки и условия возврата денег, поэтому клиента могут ждать неприятные сюрпризы.

- Банк России считает важным обеспечивать полную прозрачность финансовых услуг, и на данном этапе предприняты определенные меры, - добавляет Попов. - Кредитным организациям рекомендовано доводить до потребителей детальную информацию о предлагаемых не банковских услугах. Соответственно, в не кредитной сфере разработаны предложения по качественному информированию клиента, которые закреплены в базовых стандартах по защите прав потребителей.

Правда, об каких-либо обязательствах банков пока не говорится, работа идет в рамках так называемого «поведенческого надзора», в частности, по сообщениям-сигналам от заявителей.

- Банк России транслирует определенные обязательные нормы, осуществляет надзор за участниками рынка, но кредитная организация – это самостоятельное юридическое лицо, - говорит Автухова. – И наша задача сейчас – предостеречь, повысить внимание.

В Нацбанке уверены: главным условием финансового комфорта и безопасности является осмотрительность и внимательность. Например, при смене того же депозита граждане «должны прояснить для себя все вопросы», в том числе, с помощью финансовых консультантов. Или убедиться, что именно банк (а не какая-либо иная организация) является второй стороной договора, который планируется подписать.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter