Александр Селянин: «Наше образование должно соответствовать современным условиям»

Александр Селянин: «Наше образование должно соответствовать современным условиям»

20 марта 2007, 11:46
Общество
Александр Селянин: «Наше образование должно соответствовать современным условиям»

Министр образования Карелии рассказывает о ситуации в отрасли, о перспективах и проблемах

-Александр Александрович, вы практически всю свою жизнь так или иначе связаны с образованием. «Белых пятен», по-моему, в этой сфере быть не может. И все же, сейчас, когда вы третий месяц находитесь на посту министра образования Карелии, открылось ли что-то новое с новой высоты?

-Знать все невозможно. Любой уровень властных полномочий предполагает новую ответственность. А раз отвечаешь за что-то, надо более серьезно вникать во все нюансы. Пришлось разбираться во всех видах образовательной деятельности. До этого я был все-таки связан с общеобразовательным процессом. Министерство же отвечает и за начальное и среднее профессиональное образование, координирует деятельность с высшим образованием, очень много вопросов возникает в сфере специального образования для детей, которые нуждаются в особых услугах, устройство детей в замещающие семьи тоже сейчас в нашем ведении. Поэтому пришлось вникать в целый ряд направлений, которые так или иначе связаны с образованием.

-Что же сейчас больше всего радует и что огорчает?

-Радует то, что образование действительно год от года становится приоритетным направлением в деятельности органов власти всех уровней. Этому, конечно, способствовал национальный проект. Приходит осознание того, что развитие любой территории - муниципалитета, региона, всего государства – зависит от нынешних вложений в систему образования. То есть, это не закрытая сфера деятельности, она существует не сама для себя, а создает фундамент для развития. Понимание этого приходит, и это не может не радовать. Потому, что силами только самих работников образования не обеспечить все необходимые условия для того, чтобы уровень отрасли удовлетворял и запросы конкретного человека, и потребности всей территории.

Что огорчает? К сожалению, как минимум 15 лет, в образование не вкладывалось средств. Основные ресурсы истощены. В плохом состоянии находятся здания, помещения, в которых располагаются образовательные учреждения. Особенно в районах, особенно в поселениях, не являющихся городскими или районными центрами. С каким бы энтузиазмом не трудились сами педагоги, все равно условия, в которых находятся наши дети, в значительной степени определяют успех деятельности школы. Более того, это же напрямую связано с безопасностью. Министерство сейчас определяет объекты, требующие первоочередного повышенного внимания, и будет добиваться выделения финансов на них.

-Что ждет образование Карелии в этом году?

-Мы, безусловно, будем продолжать реализацию национального проекта, все контрольные цифры выполним. Республика участвует в конкурсном проекте, объявленном между регионами. К началу апреля, надеюсь, станет ясно, попадем мы в этот проект или нет. В случае успеха в Карелию на развитие системы образования дополнительно будет привлечено из федерального бюджета почти 230 миллионов рублей.

-Их можно будет тратить по своему усмотрению?

-Нет, там есть четкие пять направлений. Это новая система оплаты труда, нормативно подушевое финансирование всех видов образовательных услуг, региональная система оценки качества образования, развитие сети образовательных учреждений и государственно-общественный механизм управления образованием. По всем пяти направлениям у нас уже есть свои наработки. Заявку мы писали не с чистого листа. Возвращаясь к тому, что огорчает – в случае если мы получим эту поддержку, планируем основную часть денег направить на две вещи. Первая – переподготовка кадров, от кадрового состава преподавателей зависит очень многое. Второе – больше половины средств направим на переоснащение центральных школ, в которых мы будем создавать условия для получения ребятами образования повышенного уровня. В городах у нас такие возможности сейчас есть, а, к сожалению, в районах пока нет. Мы нацелили нашу проектную заявку на создание условий для того, чтобы качественное образование было максимально приближено к месту проживания школьника.

-Сейчас много говорится о развитии в школах Интернета. Но не получится ли так, что необходимый компьютер в сельскую школу поставят, а возможности подключиться к Интернету не будет – скажем, из-за отсутствия телефона?

-Эта проблема давно обсуждалась. В сельских школах мы ставим оборудование для подключения к Интернету через спутниковую связь. Вы знаете, поставлена задача к концу года все образовательные учреждения подключить к Интернету – дело это сложное, но мы приложим все усилия для его осуществления. Но здесь важен еще один момент. Когда мы говорим об Интернете, нужно иметь в виду не только технику и доступ. Мы серьезно прорабатываем технологии использования Интернета в образовательной деятельности. И центральные районные школы должны будут обеспечивать не только обучение ребят, которые там учатся, но и дистанционное обучение детей из поселений – в режиме консультаций, интерактивного общения.

-Учителя уже умеют обращаться с всемирной сетью?

-Да, мы заблаговременно провели переподготовку более 70 процентов педагогов благодаря проектам федерации Интернет-образования и информатизации системы образования. Так что здесь мы сознательно сделали серьезные опережающие шаги вперед. Ведь пока у учителя не будет желания, а за ним стоит умение, пользоваться Интернетом, невозможно использовать ИКТ в образовательном процессе. Поэтому мы сначала обучали учителей, директоров, а затем уже обеспечивали их техникой.

-ЕГЭ в этом году проходит у нас без изменений?

-Добавляется один предмет. Ребята могут выбрать «историю России» для сдачи в форме ЕГЭ. А принципиальных изменений нет.

-У нас ведь хорошие показатели по ЕГЭ?

-Неплохие. Самое главное – есть положительная динамика. За четыре года, которые мы участвуем в эксперименте, каждый год средний балл вырастает. Это говорит о том, что ЕГЭ стал серьезным мотивом для школ улучшить работу. Мы еще не достигли среднего балла «четверки», это будет психологически важным барьером, но уже и по алгебре, и по русскому близко от этого.

-Причем, что интересно, в некоторых районах, кажется, тот балл выше, чем в Петрозаводске?

-Да. Во-первых, у нас балл по двум основным предметам выше среднероссийского, и, во-вторых, действительно, миф о том, что только городское образование дает высокое качество, развенчивается. Есть сельские школы, где показатель по ЕГЭ достаточно высок.

-На ваш взгляд, переход на двухступенчатую систему высшего образования займет много времени?

-Думаю, что это вопрос не слишком далекого будущего. Наверное, в ближайшее время будут внесены изменения в законодательство по двухуровневому обучению – магистратура и бакалавриат. Готовность карельских вузов к этому достаточно высокая. Наше вхождение в «Болонский» процесс неизбежно.

-Все конкурсы для школ, которые были в прошлом году, продолжаются?

-Да, и уже заканчивается прием заявок. Сетевой график составлен таким образом, чтобы можно было выплатить школам и учителям выигранные средства заблаговременно. Поэтому все конкурсные процедуры проходят весной. В тех же объемах, что и в прошлом году, у нас будет и поощрение талантливых педагогов, молодежи.

-Вы сейчас много встречаетесь со школьниками, совсем недавно закончили вести преподавательскую деятельность. Меняются ли дети?

-Я всегда пытался сравнить поколения ребят. Для меня это очень важный вопрос. Конечно, дети меняются. Появляются такие черты, которые для старших кажутся не очень правильными, но они соответствуют реалиям жизни. Ребята более амбициозны, настроены на жизнь в конкурентной среде. Кстати, в этом они, к сожалению, опережают самих педагогов. В нашей системе образования есть замечательное качество – она консервативна, как бы самосохраняема. Настроена на то, чтобы идти только на те изменения, которые действительно необходимы. Но темп жизни и изменений в обществе ускоряется. Значит, и школе тоже нужно меняться. Оперативно реагировать на сегодняшние реалии и прогнозировать будущие. Чего греха таить, мы немножко подотстали в плане конкуренции. Знаем, что есть обязательный уровень и тратим все силы, чтобы его обеспечить. А на самом деле многим сейчас всего этого «обязательного» и не нужно. Требуются другие качества, которые позволят оперативно изменить подход к себе и к окружающим, к своей профессиональной деятельности. В этой связи меня очень радует новое поколение родителей. Большинство это чувствуют, понимают и предъявляют свой заказ к школе. Поэтому активные образовательные учреждения, прислушивающиеся к мнению родителей, уже перестроились. Меняют образовательные программы. Мы должны привести систему образования в соответствие с современностью, готовить детей к жизни в сегодняшних условиях. Впрочем, большинство педагогов всегда старались это делать, даже когда это не поощрялось.

-Спасибо за беседу.

Богдан Михайлов

Stories:
Статьи
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter