Posted 20 января 2017,, 12:09

Published 20 января 2017,, 12:09

Modified 12 ноября 2022,, 08:07

Updated 12 ноября 2022,, 08:07

Не для печати

20 января 2017, 12:09
Не для печати
Сюжет
Статьи

За многие годы работы в средствах массовой информации написал немало материалов, в том числе и критических, в которых раскрываются злободневные проблемы нашей жизни.

Вспоминаю одну из газетных статей. Работал я тогда в одной из районок Липецкой области. То ли наболело у председателя колхоза, то ли мне удалось его разговорить, но он откровенно рассказал о недостатках и проблемах своего хозяйства. В очередном номере на первой полосе вышел аналитический материал о положении дел в колхозе. Собственно, председатель лишь подтвердил увиденное и услышанное мной в хозяйстве еще до встречи с ним. Статья получилась не столько критической, сколько проблемной. Тем не менее, руководитель перестал здороваться со мной при встречах.

Потом я не раз сталкивался с подобными откровениями после предварительного предупреждения собеседника: «Это не для печати». Попытки переубедить рассказчика лишь замыкали его в себе.

Нетрудно понять этих людей. Стремление выносить сор из избы никогда не приветствовалось. Сегодня, когда руководители фирм и предприятий обладают неограниченной властью, - тем более. Поэтому откровенничают с журналистами обычно, лишь убедившись, что информация дальше не пойдет, а если и будет растиражирована, то без какого-либо намека на источник информации.

И все же жизнь всегда сильна людьми, действующими без оглядки. Даже в условиях ограничения свободы слова находились смельчаки, которые не боялись высказать правду.

У каждого времени свои законы и правила. С переходом на рыночную экономику появилось понятие «коммерческая тайна». Не все можно показывать в средствах массовой информации. Допустим, нельзя раскрывать технологию производства новой продукции, ее могут перехватить конкуренты. Или, к примеру, нельзя вдаваться в подробности заключенной сделки. Но некоторые руководители «коммерческой тайной», как ширмой, отгораживаются от журналистов. Их не волнует, что закон о печати обязывает предоставлять несекретную информацию.

Завуалированность, порой, выходит боком. Вспоминается, как на одном предприятии в разряд коммерческих тайн попали сроки выдачи зарплаты. Рабочим месяцами не платили, объяснить же в своей многотиражной газете, хотя бы ориентировочные сроки выплат никто не удосужился. Это, естественно, порождало ненужные слухи.

На соседнем же предприятии сложилась аналогичная ситуация. Однако руководители завода открыто и честно объяснили людям, почему так произошло, рассказали о путях выхода из кризиса. Такие вот контрасты.

Кроме коммерческой тайны существует личная жизнь, куда вторгаться без согласия – аморально и безнравственно. Некоторые издания игнорируют это. Особенно активная перетряска «чужого белья» начинается в предвыборный период. Порой честных и порядочных людей доводят до инфаркта. Конечно, суды восстанавливают доброе имя человека. Но кто возместит душевную травму?

Если вижу, что человек не склонен откровенничать о своей жизни, не пытаюсь его разговорить. Ведь это сугубо личное, что действительно не для печати.

В какое бы время мы ни жили, многое зависит от личности руководителя. Еще в советские времена мне посчастливилось работать в многотиражной газете крупного строительного треста. Руководитель его утро начинал со своей многотиражки и еще до начала рабочего дня он был осведомлен обо всех задержках и недостатках на объектах. Вызывая к себе «на ковер» начальников управлений или участков, он аргументировано указывал им на их недоработки. Поначалу, подчиненные удивлялись тому, откуда «сам» знает об этом, ведь и на стройке в последние дни не был, но потом, когда в сердцах управляющий говорил «газету свою читать надо», они стали понимать «откуда ноги растут». Понятно, что корреспондентам многотиражки никто не осмеливался отказать в информации, газета чувствовала поддержку управляющего.

Внимательное и принципиальное отношение первого лица к печатному изданию помогала оперативно решать многие проблемы на строительных объектах. Ведь газета не только критиковала, но и добивалась устранения недостатков и решения проблем. Об этом опять-таки информировала читателей. Была замечательная рубрика «После критики». Провинившиеся руководители давали официальные ответы редакции. Игнорировать это редко кто решался, ведь журналисты могли еще раз рассказать о том, что изменилось после публикации.

Безусловно, информирование населения — это обоюдный процесс: с одной стороны – журналист, которому необходима актуальная информация, с другой – руководители и специалисты, являющиеся носителями важных сведений. В этой связи важно и то, как представитель СМИ подготовился к встрече с собеседником, сумеет ли продемонстрировать знание темы, и ее значимость для широкой аудитории. К сожалению, иногда это не получается…

"