Госдолг Карелии составляет 29% к уровню собственных доходов

Госдолг Карелии составляет 29% к уровню собственных доходов

Госдолг Карелии составляет 29% к уровню собственных доходов

19 июня 2009, 07:45
Общество
Госдолг Карелии составляет 29% к уровню собственных доходов

О том, какие виды государственных займов Республики Карелия выпускаются, в каком объеме, как республика погашает долги и некоторых других аспектах этой важной темы, мы беседуем с заместителем министра финансов Александром Грищенковым.

- Виды заимствований, как внутренние, так и внешние, - говорит он, - прописаны Бюджетном кодексом. В течение прошлого года в бюджет республики было привлечено около 3,5 млрд руб., в том числе 2 млрд 359 млн руб. составили кредиты коммерческих банков, 800 млн – средства от размещения облигаций и 300 млн руб. – кредиты из федерального бюджета.

- А для чего правительство Карелии берет в долг и на что эти средства тратит?

- Реализация программы заимствований, работа с обслуживанием государственного долга – это составляющая бюджетного процесса, определенный финансовый инструмент, который позволяет достигнуть сбалансированности бюджета и добиться его исполнения.

Доходы, которые остаются на территории республики, не обеспечивают покрытия расходов, предусмотренных законом о бюджете. Поэтому необходимы заимствования.

Если говорить об их использовании, то средства, получаемые от облигационных займов, имеют больше инвестиционную направленность. Средства, предоставляемые бюджетом Российской Федерации, в полном объеме идут на финансирование социальных нужд. Кредиты в банках – это более мобильные заемные средства, позволяющие своевременно сбалансировать недостаток средств на счетах бюджетов. Так складывается практика, что необходимость финансирования расходов в определенном периоде распределяется более равномерно, чем периодичность поступления налогов.

- Александр Владимирович, это обычная практика для всех регионов?

- Программа государственных заимствований имеется у каждого субъекта. С банковскими кредитами работают практически все регионы. Не все работают на финансовом рынке, потому что это достаточно сложно. Скажем, такой профицитный регион, как Москва имеет даже специальную структуру – комитет по обслуживанию государственного долга.

-Существуют ли проблемы с кредитованием и как эти проблемы решаются?

-До 2006г. у нас не было никаких проблем, с банками строилась достаточно ритмичная работа. На протяжении более десяти лет кредиторами бюджета выступали Карельское отделение Сбербанка РФ, карельские филиалы банков «ВТБ – Северо-Запад», «Возрождение», «Банк Москвы», а также единственный республиканский банк – банк «Онего». Все это время республика имеет положительную кредитную историю.

Вступивший в 2006г. в силу Федеральный закон «О защите конкуренции» кардинально изменил процедуру привлечения кредитов, обязав субъекты Российской Федерации привлекать кредиты исключительно по известному так называемому «закону о закупках» ( Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд»).

На практике субъекты России обязаны соблюдать достаточно длительную по времени конкурсную процедуру и привлекать кредит у единственного банка – победителя конкурса на основании государственного контракта.

Все это серьезно осложнило возможности региональных бюджетов по своевременному и оперативному привлечению средств, для покрытия дефицита финансовых ресурсов.

- В условиях кризиса кредитные организации наверняка ведут себя осторожно, не так ли?

- Действительно, кризисные явления повлияли на отношения с кредиторами и инвесторами, причем, это присуще не только кредитованию дефицита бюджета, но это коснулось и реального сектора экономики. Сложилась достаточная сложная ситуация с привлечением кредитов предприятиями и организациями.

В четвертом квартале 2008г. мы объявили ряд конкурсов на привлечение банковских кредитов, однако банки не изъявили желание в них участвовать. Тогда возникли проблемы с финансированием расходов бюджета на сумму порядка 1 млрд руб. Была проведена работа с головными банками, филиалы которых находятся на нашей территории, в том числе с привлечением Минфина РФ. В результате в конце года удалось провести аукцион, в котором приняли участие банки, и привлечь средства на покрытие дефицита. Программа заимствований в прошлом году была выполнена в полном объеме.

Напряженная ситуация сохраняется, банки с большой осторожностью участвуют в конкурсах. В этом году мы провели три аукциона, они все состоялись, но не по всем лотам, которые заявляли на эти аукционы, банки откликнулись. Есть проблема с предоставлением долгосрочных кредитов.

- Республика размещает на рынке собственные облигации. Пользуются ли они спросом и доверием?

- Для любого субъекта Российской Федерации финансовый рынок – это не только способ получения дополнительных средств, а возможность заявить о себе на этом рынке. Карелия на рынке ценных бумаг работает уже с 2001г., за этот период размещено 11 займов на общую сумму 3,6 млрд руб. Самый минимальный по объему облигационный заем составил 20 млн руб., максимальный – 1 млрд руб.

До 2009г. размещения облигационных займов республики проведены при сложившихся средних процентных ставках купонного дохода ниже действующих ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. То есть мы достаточно дешево размещали свои ценные бумаги и за счет этого добивались определенной экономии средств по обслуживанию государственного долга. Снижение стоимости заимствований сопровождалось увеличением их сроков до четырех лет.

В 2007г. впервые за историю республики облигации десятого выпуска Карелии решением Совета директоров Банка России были включены в Ломбардный список Банка России. Это говорит о том, что они получили достаточно высокий статус ценной бумаги. Для коммерческих банков, которые выступают инвесторами и приобретают наши облигации, включение в Ломбардный список имеет большое значение. Они могут их использовать при взаимоотношениях с Центральным банком для получения кредитных ресурсов.

- Вы сказали, что сумма облигаций варьировалась от 20 миллионов до 1 миллиарда рублей. От чего это зависело?

- Пакет эмиссии, размещение формировались в зависимости от потребности в привлечении средств на тот или иной момент, от того, как складывался дефицит бюджета.

- Недавно был размещен 12-й выпуск облигаций. Что можно ждать от этого?

- Да, на Московской межбанковской валютной бирже 4 июня размещены государственные облигации республики в объеме 1 млрд руб. Учитывая ситуацию на финансовом рынке, имелись определенные сомнения по размещению. По прогнозам аналитиков предполагалось, что ставка купонного дохода будет в пределах 22-24%. Нам удалось разместить под 19,05%, то есть снизить этот показатель. С учетом того, что будет частичное погашение, то средневзвешенная ставка этого купонного дохода составит порядка 14,7%.

Средства, которые республика получит от размещения этого займа, будут распределены следующим образом. 870 млн руб. пойдет на финансирование дефицита бюджета, в том числе большая их часть будет направлена в виде финансовой помощи районам. 100 млн предполагается направить на ремонт дорог в Петрозаводске и 30 млн – на строительство объектов социально-спортивного значения в Петрозаводске и Лахденпохском районе.

- Александр Владимирович, как республика рассчитывается с долгами? Какова динамика?

- На протяжении десяти лет республика ни разу не допускала просроченной задолженности, в установленные сроки и в полном объеме выполняла свои обязательства: будь то банковские кредиты, или погашение стоимости облигаций, либо расчеты с федеральным бюджетом. Если говорить в целом, то с 1998г. удалось значительно снизить объем обязательств, которые имел бюджет по отношению к собственным доходам.

В 2008г. мы получили очередную рейтинговую оценку международного агентства «Fitch Ratings», которое повысило прогноз по рейтингам Республики Карелия со «стабильного» на «позитивный». Кредитоспособность республики подтверждена на самом высоком уровне.

Рейтинги на аналогичном уровне присвоены таким промышленно развитым регионам, как Кемеровская, Мурманская и Нижегородская области.

По оценке агентства, правительство республики демонстрирует хорошее качество финансового управления, на достаточно высоком уровне ведет управление государственным долгом, Карелия имеет довольно стабильное финансовое состояние.

- Этот год все-таки особенный, наверно, самый сложный за последнее время. Есть ли уверенность, что с долгами мы рассчитаемся?

- Конечно же ситуация сейчас, в том числе на финансовых рынках усложнилась, сократились доходы бюджета. В тоже время все параметры, скажем предельный объем государственного долга, объемы обслуживания долга закреплены в законе о бюджете. Чтобы долг не достиг критической массы, мы постоянно ведем мониторинг и оцениваем риски. Поэтому допустить такой ситуации не должны. Например, предельный размер долга определен Бюджетным кодексом в 100% к уровню собственных доходов. У нас он составляет 29%, то есть достаточно умеренный уровень. Расходы по обслуживанию государственного долга допускаются в объеме 15% к уровню общих расходов. В республике этот показатель составляет немногим более 1%. Задача правительства и министерства финансов контролировать ситуацию с привлечением средств, сохранять уровень государственного долга в таких объемах, чтобы он способствовал исполнению обязательств бюджета и в то же время обеспечивать его своевременное и полное погашение.

Наиль Шабиев

Опубликовано на gov.karelia.ru

Сюжеты:
Статьи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter