Posted 18 декабря 2018,, 10:02

Published 18 декабря 2018,, 10:02

Modified 30 октября 2022,, 19:26

Updated 30 октября 2022,, 19:26

Родители в России стали покупать меньше обуви и одежды для своих детей

18 декабря 2018, 10:02
По данным статистики, сегодня в России живет около 30 млн детей – это рекордные показатели за последние 15 лет. Большая часть из них – школьники, 5 млн еще не ходит в детский сад и примерно столько же дошкольников.

Полки в магазинах ломятся от «детских» предложений, начиная от гигиенической помады, заканчивая кроватками и шкафами. Можно ли заработать рынке детских товаров и так ли оптимистична статистика производителей?

Эксперты констатируют факт – девальвация рубля помогла производству на территории России. За три года некоторым предприятиям удалось нарастить неплохие объемы. Но здесь в игру вступают спад рождаемости, который наблюдается уже второй год, и изменившиеся предпочтения современных школьников: они всё чаще готовы отказаться от дорогой игрушки в пользу гаджета.

Отсюда – вынужденное снижение цен в магазинах на 5-6% и рост спроса на ценовой сегмент игрушек до 500 рублей. В меньших количествах стали покупать обувь и одежду: продажи просели на 13%. Например, если раньше родители могли приобрести несколько пар ботинок на осень, сейчас это количество уменьшилось.

Но есть и рост в сегменте базовых потребностей: продажи детского питания выросли на 3%, средства по уходу – 5%. И эта тенденция, по словам участников рынка, сохраняется. Неизменным спросом пользуются подгузники. Ежегодно в России их продают на 60 млрд рублей. Почти 2% этого рынка уже принадлежит российской компании «Коттонклаб». Через три года в планах предприятия достичь 5-10%. Однако и эти производители отмечают, что приходится использовать импортное сырье, которое является самой дорогой составляющей процесса производства.

Поставщики более крупного товара – мебели, жалуются на высокую конкуренцию на рынке и необходимость отправлять часть продукции на экспорт. В этом плане палки в колеса вставляет не только снижение рождаемости, но и рост продаж б/у товаров: дети сегодня растут быстрее, чем портиться мебель.

Поэтому участники рынка идут за взрослеющим потребителем. Фабрики одежды и обуви увеличивают ростовки. А производители настольных игр выпускают больше наборов для всей семьи. В этом сегменте есть, с кем расти: доля отечественного в товарах для подростков не превышает 30%.

Как правило, детское направление у всех производителей – лишь часть бизнеса. Многие компании представляют собой малые предприятия, выпускающие небольшой ассортимент. Именно они оказываются наиболее чувствительными и к числу новых маленьких потребителей, и к толщине кошелька их родителей.

Одна из задач - чтобы этот сегмент российского рынка всё больше принадлежал российским производителям. И в новой стратегии стоит задача увеличить его до 41%. Ну и всё, что из этого вытекает. Любое производство и российской доли подразумевает под собой, что это и комплектующие, начиная с ниток, микроэлектроники, микромоторов и всего остального, - говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.

На сегодняшний день Минпромторг готовит стратегию развития отрасли до 2030 года. Документ должен оказать как прямую помощь производителям, так и простимулировать рождаемость. Одной из таких мер будет программа «Подарок для новорожденного». По ней каждый новорожденный россиянин будет получать набор товаров отечественного производителя на сумму не менее 10 000 рублей. Правительство готово выделить на реализацию программы до 2024 года 84 млрд рублей. Столько же добавят региональные власти. Эти деньги помогут российским предприятиями нарастить производство и окрепнуть, уверены эксперты.

"