В темноте все кошки серы

В темноте все кошки серы

18 декабря 2015, 15:27
Общество
Ирина Лесная
В темноте все кошки серы

Сразу оговоримся, проблемы с уличным освещением в Петрозаводске уже давно имеют место быть. Город начинает погружаться во тьму с наступлением длинных ночей и коротких солнечных дней уже много лет. Скажем, при Николае Левине вопрос времени включения и отключения фонарей вставал не раз. Пики недовольства приходились на ноябрь и май. В любом случае, пешеходам не привыкать передвигаться вслепую по корявому асфальту, который, в отличие от автомобильных дорог, не ремонтируется почти никогда.

Каждый мэр, каким бы он ни был, запоминается горожанам своими неповторимыми деталями. Андрей Демин – афера с городскими автобусами, Николай Левин, пожалуй, тем, что проиграл выборы никому доселе неизвестному кандидату. Галина Ширшина – действующий градоначальник, и пока это так, сложно сказать, какие ее дела и инициативы останутся в памяти благодарных потомков. Однако уже сейчас в памяти всплывают два громких решения: 10-рублевый проезд в городском транспорте и тотальная замена лампочек и фонарных опор.

КарелИнформ уже подробно описал петрозаводскую историю перехода на новые энергоемкие светильники. Ситуация, когда неудачный результат становится последствием элементарных просчетов специалистов мэрии, превратилась в заезженную пластинку. Заменить лампы, а потом только сами фонари - один из таких примеров. Можно вспомнить историю с оптимизацией административного штата спортивных школ: чиновники не могут (или не хотят) ответить, какую сумму нужно срезать с бюджета на детский спорт, но конкретное число людей, которые лишатся работы, было четко определено. Сократим, а потом посмотрим, - видимо, решили специалисты. Намеренное вредительство? Маловероятно, все-таки чиновники - тоже жители города. Скорее, очередная ошибочка вышла…

Вернуться к теме энергосервисного контракта нас заставили последняя еженедельная планерка и разговоры о проблеме освещения карельской столицы во время сессии Петросовета. Вопрос поднял депутат Павел Сандберг. Речь шла о прошедшей на прошлой неделе проверки уровня освещённости основных магистралей Петрозаводска. Напомним, что проверку проводили представители ГИБДД, Роспотребнадзора совместно с активистами Общероссийского народного фронта.

В руках нашего издания оказались отчеты о проведенной специалистами Роспотребнадзора проверке освещенности пешеходных переходов карельской столицы. Люксометром замерили уровень освещенности на 21 перекрестке в районе улиц Ровио, Попова, Лыжной, Ригачина, Правды, Калинина, Ключевой и Гвардейской, а также проспектов Ленина, Первомайский, Александра Невского и Октябрьский. Судя по датировке документов, исследование проводилось в период с 17:25 до 20:45.

Как оказалось, не отвечают требованиям освещенности 14 из проверенных точек. В соответствие с нормами работают фонари на восьми объектах. Лидерами по плохой освещенности стали участок проезжей части на улице Правды в районе начинающихся полос движения в сторону улицы Льва Толстого (примерно 3,3 люмена при минимально необходимых 20) и пешеходный переход на улице Лыжной в районе дома №7 (здесь зафиксировано 10 люменов при норме в 30).

Среди проверенных территорий оказались и места, где освещение намного превышает минимальный уровень ГОСТа. Например, на «зебре» в районе дома №2 по улице Ключевой фонарь дает свет на 66 люменов при необходимых 15. Похожая ситуация сложилась на пешеходном переходе в районе Ровио, 25 (76 при минимуме в 30). Случаи роднит наличие двух типов освещения: от светодиодной лампы и от люминесцентной.

Опираясь на элементарную логику, очевидно, что два фонаря светлее одного. Но, возможно один из них светит лучше, чем другой? Мы обратились к эксперту-физику Роспотребназора Дмитрию Шарлаеву, который проводил эти измерения, с вопросом: в чем разница между этими двумя видами светильников? По словам специалиста, люминесцентные, более старые, лампы дают свет равномерный. В то же время от светодиодов световое пятно оказывается рассеянным.

Таким образом, при равной мощности новые светодиоды освещают большую площадь, но общая видимость от этого страдает.

Светло, но экономно

- Город во мраке. Непонятно, как происходит работа по энергосервисному контракту. Какие меры будем предпринимать, чтобы эту ситуацию контролировать? Количество аварий в городе увеличилось. Если лампочка меньшей мощности, то возникает экономия электроэнергии, которая фактически падает в карман компании, занимающейся энергосервисному контрактом, - задал вопрос на городской планерке Павел Сандберг.

Ответить представилась возможность начальнику управления городского хозяйства и транспорта Александру Исакову. Он пояснил, что контракт, заключённый с энергосервисной компанией «БалтЭнергоЭффект», направлен, прежде всего, на экономию средств. Организация установила светодиодные лампы, которые, по словам чиновника, не уступают по мощности своим предшественницам.

- Была проведена экспертиза улиц, которая проверила два показателя - освещенность и яркость. Согласно экспертизе, освещенность соответствует тем требованиям, которые предъявляются. Что касается яркости, то есть отражения света от поверхности асфальта, то она в некоторых местах не соответствует нормам. Это связано не со светильниками, а с тем асфальтом, который в этих местах положен. Эту информацию нам подтвердили в институте, который находится в Москве и который осуществлял экспертизу, - прокомментировал Александр Исаков.

К сожалению, специалисты карельского Роспотребнадзора не смогли ответить нам на вопрос, на сколько критерий яркости влияет на общую видимость в темное время суток. Местные лаборатории не аккредитованы на проведение таких исследований. Поэтому, проверить слова о влиянии асфальта на освещение дорог не удалось. Это утверждение останется на совести сотрудников администрации.

Вернемся к энергосервисному контракту. Как мы уже рассказывали, на него в бюджете на 2015-й год было заложено 90 миллионов. Получить деньги от города компания может только в случае экономии электричества. Если же этой экономии не наблюдается, то подрядчик платит неустойку. Так, с января по май никаких денег за свет на улице администрация не платила. Более того, «Балтэнергоэффект» не смог обеспечить экономию электроэнергии, за что поплатился неустойкой в размере от 330 до 350 тысяч рублей. Зато в августе уменьшить электропотребления удалось, и подрядчик получит из бюджета полагающиеся 3,3 миллиона рублей. Всего, по информации депутатов, компания в 2015-м году получила 30 миллионов рублей.

Отметим, что контракт заключён на шесть лет и предполагает общую сумму выплат в размере 285 миллионов рублей в случае сокращения энергопотребления. Только по окончании действия соглашения имущество перейдёт на баланс города.

По мнению мэра Петрозаводска, данное решение представляет собой «единственный вариант при отсутствии средств» и «пример инвестиций в уличное освещение». Однако, по мнению депутатов, такая схема толкает компании на снижение качества работы, ради увеличения собственной наживы.

- 285 миллионов, которые будут оплачивать этот энергосервисный контракт, взяты из бюджета. Те же самые кредиты, которые компания взяла, и та экономия, которая якобы возникает по электричеству, эти деньги получит подрядная организация. При этом, подрядная организация по этому контракту заинтересована, чтобы света в городе было меньше. Мы, как жители, заинтересованы, чтобы улицы были освещены, а уровень безопасности был высоким, - заявил Павел Сандберг.

По мнению депутата, сам формат соглашения, предполагающий снижение потребления электричества, возможен, но он требует постоянного контроля со стороны администрации. Необходимо держать руку на пульсе, чтобы подрядчик не злоупотреблял экономией электроэнергией в угоду собственной прибыли. В этом случае энергосервисный контракт мог бы принести пользу нашему городу. 25 декабря, когда на очередной сессии Петросовета будет рассматриваться вопрос об отставке Галины Ширшиной, мы узнаем, кто будет заниматься этой проблемой.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter