Posted 18 ноября 2013,, 09:18

Published 18 ноября 2013,, 09:18

Modified 12 ноября 2022,, 09:07

Updated 12 ноября 2022,, 09:07

Поспорили с реальностью?

18 ноября 2013, 09:18
Поспорили с реальностью?
Сюжет
Статьи

Жаркая дискуссия о проекте бюджета на будущий год, состоявшаяся в стенах парламента, завершилась решением, финансово-экономический смысл которого остался, откровенно говоря, неясным.

Как уже сообщалось, на очередной сессии Законодательного собрания Карелии депутаты отказались принимать в первом чтении проект главного финансового документа. И отправили его на доработку в правительство. Выступавший перед депутатами министр финансов Карелии Игорь Усынин не расстроился и назвал свершившееся рабочим моментом: мол, будем искать компромисс.

Хотя, каким образом и в чем этот компромисс будет найден, пока непонятно. Ведь что именно утверждается в первом чтении? Лишь три цифры - основные параметры главного финансового документа. А именно доходы, которые на 2014 год прогнозируются в размере 25 млрд рублей, расходы, которые предполагаются на уровне 28,1 миллиарда рублей, и дефицит казны, то есть около 3 млрд рублей. Подробная работа над распределением бюджетных средств начинается при подготовке ко второму чтению, и естественно, когда в этом случае ломаются копья, депутаты спорят друг с другом, как и на что потратить деньги… Но вот когда часть народных избранников пытается спорить с экономической реальностью, это вызывает удивление.

«Бюджет доживания», «бюджет оттянутой катастрофы» и даже «похоронный бюджет»… На хлесткие определения некоторые депутаты не скупились. Словно соревновались в том, кто сможет больше сгустить краски. Но, если отбросить упражнения в риторике, не прозвучало ответа на главный вопрос: а какой бюджет для республики сейчас реален?

Конечно, ничего хорошего нет в том, что доходная часть бюджета сокращается. Никого не может радовать, что такая тенденция прогнозируется и в 2015-2016 годах и что, не исключено, все ближайшие три года республике придется жить в режиме жесткой экономии. Но, как отметил Усынин, бюджет – это зеркало того состояния, в котором находится экономика. Добавим, что к состоянию этому она шла не год и не два, а как минимум последнее десятилетие: промпроизводство неуклонно сокращалось, социальные нагрузки росли. В итоге сейчас имеем то, что имеем, то есть сузившуюся до предела доходную базу. И огромный объем социальных обязательств.

Какова в сложившейся ситуации степень ответственности как исполнительной, так и тоже не вчера родившейся законодательной ветви власти – наверное, не самая необходимая для обсуждения в данный момент тема. Чему-чему, а компромиссам выяснения в стиле «кто виноват» не способствуют. Хотя нельзя обойти вниманием реплику председателя комитета по бюджету Виталия Красулина, который в довольно резкой форме не согласился со своим коллегой по депутатскому корпусу Андреем Рогалевичем, заявившим, что этим проектом бюджета «правительство само себе вынесло неудовлетворительную оценку, я на себя такой ответственности брать не хочу».

Красулин парировал, что, в общем-то, законодатели наряду с правительством должны работать над созданием условий для развития экономики и повышения доходной базы.

- Что это за позиция – «нам дали цифры»? (основные параметры бюджета – прим.ред.). Это даже не безответственное отношение, это какая-то пиар-кампания в Заксобрании. Здесь сегодня некоторые фракции чуть ли не всем составом выступили: мол, какой кошмар. Принимайте решения, законы, помогайте правительству, выходите с предложениями - у нас в парламенте созданы комитеты по всем направлениям, и по экономике, сельскому хозяйству, местному самоуправлению, - возмутился Красулин.

С предложениями в ходе дискуссии было туго. Ну… разве что подождать ответа федерального центра на депутатскую просьбу о выделении 3 миллиардов рублей в качестве компенсации выпадающих доходов из-за того, что налоги от ОАО «Карельский окатыш» ушли за пределы республики.

Но примут эту поправку или нет – еще бабушка надвое сказала. Если повезет, то ведь никто не мешает тем же депутатам внести в доходную часть бюджета изменения. Пока же как-то разумнее кажется подход правительства, заранее рассчитавшего проект бюджета без этого финансового «журавля в небе». Кстати, сам инициатор поправки о компенсации вице-спикер парламента Сергей Пирожников также выступил за принятие основных параметров бюджета. А оппонентам предложил четко обозначить, на какую сумму должны быть скорректированы главные характеристики документа и за счет каких источников.

Внятных идей по этому поводу в итоге так и не прозвучало. При голосовании мнения разделились почти поровну: 21 депутат высказался за проект бюджета в первом чтении, 20 – против, но необходимого по регламенту количества голосов в поддержку он не получил.

Дальше вышло еще интереснее. Народные избранники стали решать, что делать с непринятым бюджетом. Направить его на доработку, как и предлагали оппоненты? Но выяснилось, что сроки для этой процедуры предусмотрены сжатые: уже через пять дней проект должен быть возвращен в парламент. Что можно сделать за это время: открыть новые производства, повысить собираемость налогов? Абсурд.

- Каждому понятно, что в такие короткие сроки увеличить доходную базу невозможно. Получается, на следующей сессии ЗС опять разгорится такая же дискуссия? Что изменится через неделю? - задала резонный вопрос депутат Анна Позднякова.

Он, в общем, тоже остался без ответа. А что можно было ответить? Как отметил Пирожников, даже если приписать на бумаге лишний нолик, 25 миллиардов рублей не превратятся в 250 миллиардов. Правда, как выяснилось, некоторые депутаты вкладывают в принятое решение демонстративный смысл. Например, вице-спикер Ирина Петеляева заявила, что, мол, надо показать федеральному центру, что Карелия «не готова жить по тем правилам, на которые ее толкает Москва» и требует к себе неотложного внимания.

Но если это адресованный в первую очередь федеральному центру демарш, то эффект от него сомнителен. Ничего особо экстраординарного в отклонении проекта бюджета нет. Такое периодически случается в других регионах страны. Скорее, затягивание принятия главного финансового документа влечет для Карелии дополнительные риски. Могут возникнуть проблемы с привлечением кредитных средств, которые необходимы, чтобы более-менее безболезненно пройти первый квартал следующего года – этот период традиционно провальный по собираемости налогов из-за долгих новогодних праздников. А также с исполнением некоторых социальных обязательств – скажем, в сфере дошкольного образования, где уже с 1 января полномочия передаются с местного на региональный уровень.

Между тем, на поверку, процедура отправки бюджета на доработку выглядит не такой простой, как на первый взгляд. Потому как основания вроде «бюджет плохой, не нравится» недостаточны. Сейчас правительство ждет от парламента мотивированного решения со ссылками на правовые нормы. Как пояснил Усынин, дальше - либо только доработка проекта бюджета с учетом заключения, либо создание согласительной комиссии.

"