Posted 17 апреля 2012,, 08:17

Published 17 апреля 2012,, 08:17

Modified 12 ноября 2022,, 09:24

Updated 12 ноября 2022,, 09:24

Зачем Константинов приезжал в Карелию?

17 апреля 2012, 08:17
Зачем Константинов приезжал в Карелию?
Сюжет
Статьи

Автор «Бандитского Петербурга» работал в Петрозаводске над новой книгой.

На прошлой неделе в Карелии побывал один из самых известных российских журналистов, руководитель «АЖУР»а (Агентства журналистских расследований), автор ряда литературных бестселлеров Андрей Константинов. Он провел семинар для местной прессы на тему «журналистского расследования». Впрочем, не только чтение лекций для местной прессы стало причиной визита Константинова.

Организатором визита Константинова выступила редакция регионального приложения еженедельника «Аргументы и факты». Но неизвестно, удалось бы местным «аифовцам» зазвать к нам Константинова – в год он проводит до сотни подобных семинаров в российских регионах, а также в ближнем и дальнем зарубежье, и не все они бесплатны для участников и организаторов. В Петрозаводск автор «Бандитского Петербурга» приехал по личному приглашению нынешнего советника главы Карелии Бориса Подопригоры. Их с Константиновым объединяет давнее знакомство, укрепленное и некоторым сходством биографий – и Константинов, и Подопригора прежде чем найти себя в журналистике тесно контактировали с силовыми ведомствами (один служил военным переводчиком на Ближнем Востоке, второй – был заместителем командующего объединенной группировкой федеральных сил на Северном Кавказе) и оба, ко всему прочему, занимаются литературной деятельностью. Константинов на этом поприще более известен, но в скором времени ситуация может несколько измениться – как нам стало известно, Константинов и Подопригора сейчас пишут совместную книгу, и, вполне вероятно, во время приезда питерского журналиста в Карелию произошла, в том числе, и сверка литературных часов.

Книга будет посвящена малоизвестной, трагической, и, в то же самое время, героической странице пребывания наших войск в Афганистане – восстанию советских военнопленных в лагере Бадабер на территории Пакистана. Как указано в Википедии, лагерь вместе с военной базой занимал огромную площадь — около 500 гектаров. Сюда привозили захваченных в плен военнослужащих Вооружённых сил ДРА и «шурави». Всего в Бадабере, по разным данным, насчитывалось около 40 афганских и 14 советских военнопленных. Во время заключения любое общение с шурави и афганскими военнопленными было запрещено. Любого, пытавшегося заговорить, бичевали. Советских пленных использовали на самых тяжёлых работах, за малейшую провинность жестоко избивали. У военнопленных созрел план: захватить склад с оружием на территории лагеря и потребовать от руководства моджахедов встречи с представителями советского или афганского посольств в Исламабаде. 26 апреля 1985 года группа советских военнопленных «сняла» двух часовых у складов артвооружения и на вышке, освободили пленных, вооружились захваченным на складах стрелковым, артиллерийским оружием и попыталась скрыться. Предполагается, что организатором восстания был уроженец Запорожья Виктор Васильевич Духовченко. Однако план не удался и против восставших военнопленных были брошены силы как моджахедов, так и регулярной пакистанской армии. О ярости сопротивления восставших говорит тот факт, что против них были применены РСЗО «Град» и звено вертолётов ВВС Пакистана. Радиоразведка 40-й армии зафиксировала радиоперехват между их экипажами и авиационной базой, а также доклад одного из экипажей о нанесении бомбового удара по лагерю. Лишь совместными усилиями моджахедов и пакистанских регулярных войск удалось подавить это восстание. Согласно документам Генерального штаба ВС СССР, погибло более 120 афганских моджахедов и беженцев, ряд иностранных специалистов (в том числе 6 американских советников), 28 офицеров пакистанских регулярных войск, 13 представителей пакистанских властей. База Бадабер была полностью уничтожена.

Неоднократные обращения к российскому руководству с целью увековечивания памяти павших воинов и посмертного представления их к государственным наградам не нашли положительного отклика. В 2003 году наградной отдел Минобороны России сообщил Комитету по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, что процедура награждения за выполнение интернационального долга завершена в июле 1991 года на основании директивы заместителя министра обороны СССР по кадрам.

"