Пасха - праздник Светлого Христова воскресения

Пасха - праздник Светлого Христова воскресения

Пасха - праздник Светлого Христова воскресения

17 апреля 2009, 14:56
Общество
Пасха - праздник Светлого Христова воскресения

19 апреля весь православный мир отмечает Пасхальное воскресенье - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Новозаветная Пасха получила название «Праздник праздников», «Царь дней» или «Велик день».

Об истории празднования Пасхи

Этот праздник появился задолго до христианства. Его истоки прослеживаются еще в Древнем Египте. В канун апреля устраивались торжества в честь бога Осириса. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали Пасху весной как праздник отела скота, затем Пасху связали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта.

В Древней Греции почитали Деметру – богиню плодородия. Грозный царь Аид украл красавицу тоже во время сна, и ее мать вымолила у богов разрешение для дочери возвращаться на землю на 9 месяцев.

Пришествие Царь-Девицы

Наши предки тоже отмечали праздник возрождения природы после зимнего сна. В центре событий была Царь-Девица. В этой красавице, облаченной в красный сарафан и розовую фату, без труда можно узнать Зорю, одну из ипостасей Весны.

Славяне верили - в конце апреля, начале мая из-за моря появляется молодая красивая женщина. От одного ее взгляда растения начинают буйно цвести и тянуться к небу, у коров прибавляется молока, а куры начинают нестись. Иногда Царь-Девицу представляли в виде Жар-Птицы, несущей золотые яйцаю

В такую красавицу, само собой, горячо влюбляется Солнце. Проходит не один день, прежде чем Небесное Светило встречается со своей избранницей. Наконец, их дороги пересекаются – они вступают в брак.

По другой версии, Зоря погибает в жарких объятиях возлюбленного. А потом возрождается к вечеру из пепла.

Я - солнце!

Понятно, что после крещения Руси, народ с легкостью передал функции Царь-Девицы новому Богу. А вот традиции отмечать праздник остались прежними.

Мужчины изо всех сил старались подражать Солнцу. Они забирались на самое высокое здание в округе обычно на колокольню с пуком сена на палке. Поджигали солому и стояли, пока не догорит. Замечательно, если огонь горит до тех пор, пока не погаснет заря – все желания сбудутся.

Женская часть Пасхи была очень экзотичной. На утренней зорьке все представительницы слабого пола в одних женских рубашках, с растрепанными волосами собирались в условленном месте, выбирали из себя Зорю. Как правило, это было женщина, недавно вышедшая замуж и еще не рожавшая детей.

«Новая богиня» раздевалась догола, подруги украшали ее тело полевыми цветами и травами, окатывали ее из ведер студеной водой и впрягали в плуг. Молодка должна была пропахать борозду вокруг всей деревни. Смысл этого обычая был очень прост. Заря, она же Весна, пробуждала к жизни растения и изгоняла с Земли Смерть. Женщины помогали своей богине известным им способом, то есть перепахивали и орошали почву. Кстати, обычай палить траву тоже пошел с тех времен, только занимались этим мужчины.

Бои на яйцах

Когда поселяне возвращались домой, они накрывали на стол кулич, крашенные яйца, вареное мясо, творог, ставили пиво и водку, будили детей. Пиршество начиналась со сражения на яйцах - у кого скорлупа не треснет, у того и желание исполнится.

После трапезы собирались в место игрищ, прыгали через костер, обливали друг друга водой, водили хороводы, играли в горелки, некоторые отправлялись искать клады.

В христианские времена все эти обычаи прекрасно сохранились, к ним только и прибавились всенощная служба и крестный ход.

Православная Пасха

Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называтьВеликой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и животных от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.

Начиная с Чистого Четверга, готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень. С Четверга пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки, медовые пряники

В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину. Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.

Пасхальный стол был вкусным, обильны и очень красивым. Куличи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд закапывали в поле, а одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой, идя на сев, чтобы урожай был богатым.

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Весь народ торжественно готовился к Пасхе. Много добрых обычаев было к нему приурочено. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех.

Сюжеты:
Новости
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter