Posted 16 ноября 2018,, 15:11

Published 16 ноября 2018,, 15:11

Modified 30 октября 2022,, 19:04

Updated 30 октября 2022,, 19:04

На Ставрополье выяснили, куда в России "испаряется мусор"

16 ноября 2018, 15:11
В августе 2018 года работающий на севере Ставропольского края региональный оператор "Эко-Сити" зарегистрировал рост числа заявок на переоформление договоров. Причиной изменения соглашений стало желание клиентов уменьшить фактические объемы вывозимых отходов. Куда "испаряется" мусор в России, разбирался NewsTracker.

Пропали лимиты - пропали доходы

Исполнительный директор ООО "Эко-Сити" Евгений Сабельников рассказал агентству, что бизнесмены стали обращаться в компанию с просьбами уменьшить объемы вывозимого оператором мусора. При этом причиной переоформления договора в большинстве случаев называлось то, что у контрагента якобы нет указанного в документах объема отходов. Главным аргументом для переоформления договоров стало постановление правительства России от 30.06.2016 №505 о правилах коммерческого учета. Указанное постановление позволяет размещающимся в отдельно стоящих зданиях юрлицам проводить оплату на основании фактического количества мусора или по нормативу.

О постановлении широко заговорили в 2009 году, когда мусорная реформа в РФ только оформлялась. Комментарии прессы развязали руки контрагентам и позволили начать переоформлять договора на законных основаниях.

При этом корень проблемы кроется именно в 2009 году, когда малый и средний бизнес стал предоставлять отчетность по отходам в декларативной форме.

"В настоящее время акт выполненных работ от мусоровывозящей компании стал основным документом при составлении отчета", - пояснил исполнительный директор группы компаний “ЭкоЛайф” Павел Степанян.

Почему малый и средний бизнес в России пропал с "карты отходов"

Сразу же вслед за появлением проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в России сформировался специфический рынок проектных организаций, занимающихся экологическим сопровождением предприятий. В сферу деятельности таких компаний входили и до сих пор входят обработка данных для проекта по отходам и направление их для рассмотрения и утверждения в природоохранные органы.

По словам Степаняна, современный рынок видоизменяется. С 2009 года рынок ПНООЛР заметно сократился, но законодательная тенденция освобождения организаций от ПНООЛР полностью сохранилась.

"С приходом 2019 года в РФ изменится принцип деления действующих предприятий по категориям для экологического учета. С нового года деление будут осуществлять согласно степени негативного воздействия на окружающий мир, а не по масштабу деятельности, форме собственности или типу надзорности, как это делается сейчас. При этом полностью освободят от необходимости предоставлять отчетность организации 3-й и 4-й категории, к которым относятся детсады и школы. Предприятия этих уровней тоже образуют твердые коммунальные отходы, которые, в свою очередь, имеют повышенный класс опасности", - пояснил Степанян.

В России госконтроль давно не видит истинной картины по отходам. Предоставляемые предпринимателями данные по отходам откровенно не соответствуют количеству работающих в компании. Такие нестыковки организации объясняют наличием удаленных сотрудников или регулярными командировками, при этом от них никто не требует подтверждения сказанного. Как считает собеседник агентства, ПНЛООР был и остается единственным действенным инструментом создания реалистичной карты отходов.

Беспомощное Минприроды

Для разъяснения ситуации "Эко-Сити" обратилось в Минприроды с просьбой предоставить информацию по объемам мусорообразования за прошлые годы. В ответ услышали, что из-за технического несовершенства информационной базы орган не может отфильтровать данные по указанным оператором параметрам. В итоге отвечающий за формирование логистики отходов оператор Ставрополья не имеет доступа к реальной информации о фактическом размере отходов юридических лиц региона. Это делает возможным самостоятельное определение объемов вывозимого мусора компаниями-контрагентами.

На самом деле реальные объемы отходов не сокращаются, а остаются прежними. Это выгодно "мусорным пиратам", которые не имеют регистрации в списках регоператоров, вывозят мусор не на официальные платные полигоны и на порядок дешевле. Такие компании вывозят мусор под видом другой категории и обеспечивают своих клиентов "кривыми" отчетами.

Логистический разрыв в мусорном законодательстве

Проблема в том, что оставленные "мусорными пиратами" на стихийных свалках отходы кто-то должен убрать. Так как практически весь "бесхозный" мусор относится к категории ТКО, в большинстве случаев это делает регоператор. Оплату за проделанную работу оператор получает из регионального и местного бюджетов, что для многих муниципалитетов является непосильной ношей. По сути, население оплачивает устранение причиненного вреда природе, который вызвало нежелание ряда компаний платить за официальный вывоз компании.

Мусорная бомба в федеральных масштабах

Запуск мусорной реформы в 2019 году способен вызвать глобальное распространение схемы образования несанкционированных свалок по всей стране.

По словам Сабельникова, для исключения развития ситуации по такому негативному сценарию необходимо увеличить контроль со стороны природоохранных ведомств. Российское законодательство должно жестче контролировать и иметь возможность сурово наказывать организации, скрывающие реальные объемы отходов, регулировать образование и движение мусора, а также сделать возможным доступ к необходимым для нормальной работы данным региональным операторам. Проблему создает и то, что в стране отсутствует единая единица измерения объема отходов, в настоящее время в разных документах и правилах используют и тонны, и кубометры.

"Для исключения существования нагло работающих на мусорном рынке "серых" схем необходимо принять новые федеральные законы "прямого действия" и обеспечить содействие правоохранительных и природоохранных органов, властей и прокуратуры", - подчеркнул Сабельников.

"