Posted 16 ноября 2012,, 12:00

Published 16 ноября 2012,, 12:00

Modified 12 ноября 2022,, 09:19

Updated 12 ноября 2022,, 09:19

Пересмотреть итоги приватизации

16 ноября 2012, 12:00
Пересмотреть итоги приватизации
Сюжет
Статьи

Профсоюзы предлагают начать с Питкярантского завода

Ситуация в Питкяранте продолжает оставаться неопределенной. Основное градообразующее предприятия района, Питкярантский целлюлозный завод, находится в стадии банкротства. Долги предприятия перед кредиторами, по неофициальной информации, превышают 900 миллионов рублей, а самым крупным кредитором, как и в ситуации с Сегежским ЦБК, выступает банк «ВТБ» (всё по то же неофициальной информации, предприятие задолжало финансово-кредитному учреждению более 300 миллионов). Сейчас заработная плата на предприятии снижена, и, вероятно, упадет еще больше. Она составляет в среднем 18 тысяч рублей в месяц. Правительство региона судорожно ищет инвестора, который мог бы вытянуть завод. Нынешние собственники на горизонте не появляются.

Как известно, по официальной информации владельцами завода являются некие сербские предприниматели. Но это – официально. Кто на самом деле владеет 90% акций завода (еще 10% находятся в собственности у карельского правительства) неизвестно. Поскольку «сербская» фирма зарегистрирована аж на Виргинских островах, в известном оффшоре, а все действия по покупке и юридическому оформлению сделок совершались нанятыми юристами, по доверенности. Как тут не вспомнить, что третьим по объему инвестиций страной-инвестором в карельскую экономику долгое время оставался такой экономический гигант как – Республика Кипр.

Понятное дело, что в Карелию просто-напросто возвращались карельские же деньги, выведенные из региона по различным мутным схемам. В ситуации с «сербскими» хозяевами целлюлозного завода может получиться ровно тоже самое. Ведь, как известно, пришли они в Карелию с подачи людей, близких к тогдашнему окружению Сергея Катанандова. Сейчас же, когда на предприятии начались проблемы, с собственниками просто-напросто не удается связаться, и спасать завод они явно не собираются.

Дело в том, что спрос на целлюлозу на мировом рынке идет волнообразно – на смену подъему спроса приходит спад. Цикл составляет от 3 до 5 лет, а после спада вновь начинается подъем. «Сербы» стали собственниками на очередном провале – когда активы предприятия стоили минимум, а потом всё время, пока прибыли предприятия росли, снимали сливки. Рачительный хозяин, безусловно, во время «жирных лет» делал бы финансовые запасы и вкладывался в модернизацию предприятия, чтобы пережив неизбежный спад, выйти на рынок с обновленной продукцией и получить максимальные прибыли. Но ничего этого балканские инвесторы не сделали. Предприятие просто-напросто «выдоили» - что характерно, республиканская власть, которая владела и владеет 10% акций предприятия никак этому не помешала. Ни в губернаторство Катанандова, ни при его сменщике Нелидове.

И вот теперь новая власть ищет инвестора.

Однако, есть опасение, что ситуация может и повториться. Сейчас, на спаде, предприятие будет продано недорого, на подъеме – кто-то хорошо заработает, и на следующем витке рабочие вновь останутся без денег и без надежды. Поэтому с неожиданной инициативой выступили республиканские профсоюзы. Фактически они предлагаю – частично пересмотреть итоги приватизации и вернуть хотя бы часть завода самим рабочим:

- Считаю, что работники предприятия должны требовать свою долю в собственность, - уверен лидер карельских профсоюзов Илья Косенков. - На практике это может выглядеть так: профсоюзный комитет предлагает отдать трудовому коллективу определенный процент акций предприятия, которые будут распределены между всеми рабочими. Тем самым, трудовой коллектив, через профсоюз, получить возможность контролировать происходящее на предприятии. Руководство будет вынуждено отчитываться за свои действия перед акционерами-рабочими. Если же опять случится банкротство, то люди смогут получить какую-то компенсацию. Если вернуться к его теперешней стоимости – миллиард рублей, а работникам отдать 10% акций, то нетрудно посчитать, что каждый из 800 с лишним рабочих получит по 100 тысяч рублей. Какие-никакие – а все же деньги! О подобных случаях «расприватизации» в России я не слышал. Но идея мне кажется правильной. Зачем нам неизвестные инвесторы, которые сидят в оффшоре? Мы видели сколько угодно историй, когда трудовые коллективы «вытаскивали» свои заводы, а потом приходил неизвестный человек, «наваривался» и пропадал – как в случае с нынешними инвесторами.

Неизвестно, будет ли эта революционная идея воплощена в жизнь – но направление мысли, кажется, выбрано верное. К чему могут привести предприятие «эффективные собственники», мы уже видели. Однако, и управлять предприятием всем трудовым коллективом невозможно – это показал опыт первых перестроечных лет. А вот ситуация смешанного управления, когда трудовой коллектив способен контролировать эффективных собственников, пока не опробована. Может быть, и в самом деле, в таких запущенных случаях, как с Питкяранстким заводом стоит попробовать именно этот вариант?

"