Posted 16 марта 2012,, 02:43

Published 16 марта 2012,, 02:43

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Бюджет республики оказывает весомую поддержку муниципалитетам

16 марта 2012, 02:43
Бюджет республики оказывает весомую поддержку муниципалитетам

Сегодня в республике 127 муниципальных образований, в том числе 2 городских округа, 16 муниципальных районов и 109 городских и сельских поселений. Все они находятся в различном финансовом положении как по уровню доходов, так и расходов. Здесь и играют свою роль межбюджетные отношения. Как осуществлялась данная поддержка муниципалитетам, а также, какова ее роль? Об этом мы беседуем с начальником отдела межбюджетных отношений с органами местного самоуправления Минфина Карелии Анной Назари.

- Какова роль межбюджетных трансфертов в отношении местных бюджетов республики?

- Вы правильно отметили, что не все территории, входящие в состав республики, развиваются равномерно. В одном районе есть крупные градообразующие предприятия, в другом нет. В одном хорошая налогооблагаемая база и стабильные доходы, в другом в силу многих, в том числе и объективных причин, доходов почти нет. В качестве помощника здесь и выступает бюджет республики. И главная задача органов власти Карелии равномерно распределить финансовую помощь между муниципалитетами для того, чтобы любой житель региона, проживающий как в Петрозаводске, так и в отдаленном районе получил услуги в сфере образования, здравоохранения, социальной политики и т.д.

- Какая поддержка местным бюджетам оказывается из бюджета республики, каковы ее направления?

- Поддержка местным бюджетам составляет без преувеличения большую часть расходов бюджета – это более 8,5 млрд.рублей и это почти на 1 млрд.рублей больше, чем по итогам 2010 года.

Формы предоставления финансовой помощи достаточно разнообразны. Начнем с дотаций, цель предоставления которых - сокращение разрыва в доходах, приходящихся на 1 жителя, между более и менее обеспеченными муниципальными образованиями. Задача предоставления дотации – это сохранение самостоятельности использования и распоряжения полученными средствами.

Также в целях выравнивания обеспеченности муниципальных образований по реализации расходных обязательств, связанных с оказанием муниципальных услуг, в республике разработаны механизмы предоставления финансовой поддержки на выравнивание в форме субсидий в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот механизм позволяет произвести распределение средств не только исходя из численности жителей, проживающих на соответствующей территории, но и с учетом особенностей исполнения конкретных расходных обязательств.

Финансовая поддержка осуществляется и посредством предоставления бюджетных кредитов в случаях, когда по объективным причинам местные органы власти не могут самостоятельно найти источник покрытия расходов бюджета.

В целом на финансовую поддержку, не имеющую целевого назначения, в 2011 году выделено около 1,7 млрд. рублей, что выше показателя за 2010 год на 246 млн.рублей, или в 1,2 раза.

Другое направление – субвенции. Данные средства передаются для осуществления конкретных переданных государственных полномочий на территории муниципалитетов, а местные органы выступают в роли уполномоченного органа.

В республике этих полномочий всего 13 и они должны быть в полном объеме финансово обеспечены. Это и расходы на содержание детей-сирот, обеспечение их жильем, также это обеспечение оплаты льгот педагогам, инвалидам, социальным работникам, социальное обслуживание пожилых граждан, компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка в детских садах, деятельность военно-учетных столов деятельность и комиссий по делам несовершеннолетних, регулирование тарифов и т.д.

Кроме того, выделяются субвенции на такие расходы как доплаты фельдшерам и классным руководителям. И конечно, самый большой объем приходится на обеспечение образовательного процесса в школах. В данном случае орган местного самоуправления организует учебный процесс в школах, а финансирует эти расходы бюджет республики.

Всего на субвенции из бюджета Карелии в 2011 году направлено около 4,4 млрд. рублей с ростом к 2010 году на 652 млн.рублей.

- Все ли муниципалитеты получили в полном объеме средства на реализацию переданных полномочий?

- Контроль за выполнением полномочий осуществляется на постоянной основе. Отслеживаются количественные и финансовые показатели. Соответственно, в случае роста контингента – получателей бюджетной услуги, объем субвенций корректируются за счет заранее предусмотренного 5-ти процентного резерва. Кроме того, нужно учесть, что 2011 год - это год реализации таких решений Правительства Российской Федерации, как двукратное увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы на 6,5 % с 1 июня и с 1 октября, и повышение зарплаты учителям на 30 % с 1 сентября. И Правительством были своевременно предприняты меры по внесению изменений в правовую базу и соответственно увеличены объемы субвенций. Только на эти цели были изысканы дополнительные средства в размере 519 млн.рублей.

В итоге, за счет субвенций обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждений социальной защиты (социального обслуживания), опекунских пособий, продолжено оказание мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений, работающим и проживающим за пределами городов.

- Вся эта финансовая помощь направляется строго в соответствии с полномочиями субъекта. А как участвует республика в софинансировании вопросов местного значения?

- На эти цели выделяются субсидии, цели предоставления которых ежегодно утверждаются депутатами Законодательного Собрания РК в законе о бюджете. В 2011 году их 23 со значительным объемом финансирования - более 2,5 млрд. рублей.

Это поддержка муниципалитетов в вопросах развития дошкольного образования – доплаты воспитателям детских садов, создание в садах дополнительных мест и их оснащение, а также выплата компенсаций гражданам, не получившим направление на зачисление в сад. Это молоко для школьников и питание для малообеспеченных, а также противопожарные мероприятия в школах. Это участие республики в софинансировании ремонта объектов ЖКХ в районах, а также строительства таких объектов, как газопровод в Кондопоге и Прионежье, реконструкция систем водоотведения в Пряже и Прионежье, систем теплоснабжения в Лахденпохье, строительство горнолыжного комплекса в Медвежьегорске. Есть объекты в Петрозаводске, например: водоочистные сооружения, магистраль "Кукковка-Древлянка", многоквартирный жилой дом, коллектор, детский сад, военно-мемориальный комплекс, сквер по ул.Мелентьевой.

Для поселений – это такая финансовая поддержка, как субсидии на исполнение наказов избирателей, средства которых муниципалитеты распределяют самостоятельно с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории. В одном поселении – это уличное освещение, в другом ремонт мостов, дорог, строительство детских площадок и т.д.

Также участие республики осуществляется в софинансировании мероприятий с привлечением средств федерального бюджета. Это ремонт дворовых территорий и капитальный ремонт дорог административного центра республики, реализация программ по предоставлению субсидий молодым семьям и специалистам в сельской местности на приобретение жилья, ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из ветхого жилья, комплектование книжных фондов библиотек, ремонт муниципальных учреждений здравоохранения, программ поддержки малого бизнеса и реформирования муниципальных финансов.

-Каковы итоги 2011 года и планы на 2012 год?

- Главная задача, которая была поставлена перед республиканскими властями и органами местного самоуправления – своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. И она выполнена. Бюджетники в преддверии новогодних каникул досрочно получили в полном объеме заработную плату за декабрь. И это должно в дальнейшем войти в практику исполнения местных бюджетов ежегодно – начало этому положено в 2011 году.

Кроме того, совместно приняты меры по погашению задолженности по коммунальным услугам бюджетных учреждений. А ведь это источник для предприятий коммунального комплекса для оплаты поставок топлива. И для нас жителей, проживающих на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, это особенно важно.

Ну а межбюджетные трансферты в 2012 году – это также очень значительные и многоплановые расходы бюджета Карелии, которые направлены на реализацию социально-экономических задач при взаимодействии с органами местного самоуправления по созданию баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста и увеличения налогового потенциала муниципальных образований.

"