Posted 16 февраля 2017,, 06:00

Published 16 февраля 2017,, 06:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Орган предупредительного, а не карательного контроля

16 февраля 2017, 06:00
Орган предупредительного, а не карательного контроля
Сюжет
Статьи

Руководитель Карельского Управления Федеральной антимонопольной службы по Карелии Артур Пряхин подвел итоги ушедшего года и рассказал о наиболее важных направлениях работы ведомства, приведя конкретные примеры проделанной работы.

Важное предупреждение

Как выяснилось, 2016 год начался со вступления в силу «Четвертого антимонопольного пакета поправок в законодательство».

Так, согласно этому документу, был установлен целый ряд иммунитетов для малого бизнеса. Они коснулись компаний, у которых годовой оборот составляет менее 400 млн рублей. В результате, теперь по ряду статей, эти предприятия даже не могут быть привлечены к ответственности. В кодексе административных нарушений появилось понятие «предупреждение». Ранее нерадивых предпринимателей и представителей органов власти без него сразу штрафовали. На этот шаг государство пошло для развития малого бизнеса.

- Если раньше мы по ограниченному кругу статьи закона «О защите конкуренции» могли изначально выносить предупреждения, прежде чем возбудить дело, и привлечь к ответственности с соответствующим наложением штрафа, то теперь мы, видя какое-либо нарушение, обязаны сначала вынести предупреждение, дать разумный срок на его исполнение. И если нам будут предоставлены доказательства, подтверждающие изменение ситуации в лучшую сторону, то мы уже не будем привлекать людей к ответственности, а просто удовлетворимся тем, что все нормализовалось, - пояснил Артур Борисович. - Вообще, УФАС больше становится органом предупредительного, а не карательного контроля. Это самая главная задача, которая стояла перед антимонопольными органами и перед всеми структурами, которые участвуют в этом процессе.

На пресс-конференции руководитель предпочел уйти от скучных цифр, отметив, что их неимоверное количество. Впрочем, без них не обошлось. В 2016 году в карельское УФАС поступило 1038 заявлений (в 2015 — 1100). Это меньше, чем за 2015 год. Но статистика «лукавит».

- Потому что в 2015 году у нас было 200 обращений, тогда менялись цены. Работала «горячая линия». Мы постоянно разбирались с поступающей информацией. Это была большая взаимная работа с потребителями в виде обратной связи, - отметил руководитель.

Главные блоки

Далее он напомнил, что основная работа ведомства разделена на три главных блока.

Первый — это непосредственно само антимонопольное регулирование, то есть контроль в рамках федерального «Закона о защите конкуренции» - главного документа, по которому работает антимонопольная служба.

Второй и очень важный блок — контроль госзакупок в рамках 44-го и 223-го «Закона о контрактной системе и закупок отдельных видов юридических лиц».

И третий блок — контроль рекламы в части ее содержания.

Доминирующее положение

Затем Артур Пряхин перешел к конкретным примерам, а скорее к делам, которыми занималось управление.

Одна из основных статей УФАС — это статья закона «О защите конкуренции», то есть запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. В 2016 году нарушений по этой статье не выявлено. И это во многом связано с изменением в законодательстве.

- Законодатель убрал из обязанностей антимонопольных органов проверку и возбуждение дел антимонопольных расследований по заявлению физических лиц. В прошлом году у нас было 40 дел по 10-й статье закона «О защите конкуренции».

Мы разбирались с монополистами: по каким причинам нарушались сроки подключения, и возбудили порядка сорока дел, наложив большое количество штрафов.

Когда законодатель отнял у нас право работать по заявлениям физических лиц, монополисты вздохнули свободнее, теперь получалось так, что, по их мнению, человек оставался наедине с монополистом. То есть, если раньше антимонопольный орган помогал ему собирать документы, выносил решения, обязательные к исполнению предписания, то теперь вроде как получалось так, что люди могли остаться один на один с монополистом. Наверное, это несколько облегчило бы жизнь оппонентам, но произошли изменения в кодексе административных нарушений, и появилась статья 9.21, которая нам позволяет не в рамках антимонопольного законодательства, а в рамках кодекса об административных правонарушениях эти нарушения выявлять, и иметь определенное влияние на монополистов, и, соответственно, защищать права граждан, простых садоводов, дачников, которых возникают проблемы с нарушением сроков присоединения к электрическим сетям, - пояснил Артур Борисович.

В итоге, было выявлено 32 факта нарушений законодательства и более 4, 5 млн рублей штрафа наложено на наши крупные энергосетевые компании.

УФАС по Карелии серьезно разбиралось и с «Карелгазом». Дело касалось злоупотребления доминирующим положением. Суд это признал. Выяснилось, что представители «Карелгаза» отказывались пломбировать приборы, установленные их конкурентом. В результате, предприятие оштрафовали на 280 тысяч рублей.

Еще одно решение коснулось ОАО «Славмо». Тогда УФАС проверял ситуацию с ценами на молочном рынке. В какой то момент стало понятно, что ОАО «Славмо», которое занимает значительную долю на нашем региональном рынке, тоже злоупотреблял своим доминирующим положением при работе с поставщиками сырья.

Молококомбинат создал наиболее благоприятные условия для своего дочернего предприятия «Агрокомплекса им. Зайцева», тем самым поставив в далеко невыгодное положение, по сравнению со своим предприятием, других поставщиков сырья.

В итоге, «Славмо» было оштрафовано на 650 тысяч рублей, а гендиректор - на 15 тысяч рублей.

Картельный сговор

Следующее важнейшее направление работы ведомства — это борьба с картельными сговорами, то есть антиконкурентными соглашениями. От них страдает как государство, так и потребители.

- Эта работа у нас поставлена на серьезный уровень. Соглашения очень латентные по своей сути, трудно выявляемые и их трудно доказать. Нарушители, как правило, оспаривают наши решения, потому что штрафы очень серьезные. Но с этим надо бороться, - пояснил Пряхин.

Так, в прошлом году управление завершило дело в отношении четырех компаний из Москвы и Московской области. Эти компании участвовали в 38 аукционах на поставку медицинского оборудования и лекарств для учреждений здравоохранения республики. Общая сумма контракта составила почти 88 млн рублей.

По мнению карельского УФАС, компании вступали в картельные сговоры, имитируя конкуренцию, целью которой было получение контрактов по максимально высокой цене. Чем и нарушили антимонопольное законодательство. УФАС вынес решение наложить на них штраф в 33 млн рублей.

Предприниматели с этим не согласились. Сейчас в этом деле разбирается Арбитражный суд. Но сотрудники антимонопольной службы уверены, что их доказательная база достаточно крепка.

Также возбуждено еще одно дело в отношении трех компании из Санкт-Петербурга. Они участвовали в 80 аукционах на почти 67 млн рублей. По ним управление серьезно взаимодействует с правоохранительными органами.

Вообще, подобные картельные сговоры выявлены практически во всех регионах России. Суммы сделок доходят до 10 млрд. рублей.

По словам Артура Пряхина, предполагается значительное усиление ответственности именно за участие в таких сговорах. Кстати, по картельным сговорам никаких предупреждений от УФАС не будет. Виновные будут сразу привлекаться к ответственности и серьезно штрафоваться. Это единственное антимонпопольное правонарушение, за которое помимо административной ответственности предусмотрена и уголовная.

Ритуальная неразбериха

Сложная ситуация сложилась на рынке ритуальных услуг и особенно в Петрозаводске. Ряд компаний используя сложившуюся структуру рынка, используя свои возможности по предоставлению таких услуг, как копка могил, предоставление катафалка и доставка тел в морг, траурный зал, заставляют людей приобретать у них сопутствующие всему этому товары: гробы, венки, кресты.

В Управлении уже масса заявлений от недовольных жителей Карелии.

- Причина в том, что в Петрозаводске остался один траурный зал на ул. Вольная. Раньше их было больше, была конкуренция, был выбор. Ни люди, ни предприниматели не имели проблем. А теперь у нас масса случаев, когда люди приобретали гробы, венки в одном месте, а услуги — в другой компании. Так вот по условиям одной из таких компаний, все эти сопутствующие товары (гробы, венки) люди должны были сдать обратно и приобресть все необходимое именно у них. Другие предприниматели несли убытки.

Мы вынесли предупреждение этой компании. И следим за ситуацией, - рассказал Артур Борисович.

Проблемные органы

В прошлом году в России очень много было возбуждено дел и выдано предупреждений органам власти, которые связаны со строительством — это и министерства строительства и комитеты по строительству, которые передавали право на публикации общедоступных документов, например, таких, как сметные территориальные нормативы, сметные индексы, другим хозяйствующим субъектам, а те на этом зарабатывали, что противозаконно. Все подобные документы должны быть в свободном доступе для предпринимателей.

В 2016 году было завершено дело в отношение Паспортной службы. Как выяснилось, много лет в Петрозаводске, без законных на то оснований ее сотрудниками взималась плата за постановку граждан на учет и их регистрацию, хотя эта услуга должна была оказываться бесплатно.

Арбитражный суд Карелии по этому поводу поддержал УФАС. Администрация города не стала обжаловать это решение. В настоящее время эти услуги предоставляют бесплатно. Должностные лица наказаны.

Отдельное внимание сотрудники управления уделили контролю закупок. В прошлом году в Карельское УФАС поступило 310 жалоб по этому поводу. Основная доля нарушений по количеству закупок приходится на органы исполнительной власти РК. Порядка 84 лиц привлечено к административной ответственности. На них наложено более 900 тыс. рублей штрафных санкций.

Скрытая реклама

Нарушали наши граждане и «Закон о рекламе». В 2016 году управление возбудило 42 дела. В основном, они коснулись содержания рекламы — это когда завуалированно рекламировались запрещенные виды продукции: пиво, табак. Сейчас идут разбирательства.

В настоящее время, по словам Артура Пряхина, проводятся масштабные проверки торговых сетей на предмет их общения с поставщиками и на предмет того, насколько прозрачны все заключенные договоры.

Результаты должны появиться в мае этого года.

Автор: Елена АРХИПОВА.

"