Posted 15 декабря 2011,, 13:06
Published 15 декабря 2011,, 13:06
Modified 12 ноября 2022,, 09:27
Updated 12 ноября 2022,, 09:27
ОАО «РЖД» обеспокоено вопросом предоставления бесплатного проезда пригородным железнодорожным транспортом гражданам-получателям социальных услуг в поездах пригородного сообщения в 2012 году.
В соответствие с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте с 2011 года в сфере пригородных пассажирских перевозок разделена деятельность по оказанию услуг инфраструктуры (РЖД) и перевозок (пригородные пассажирские компании).
Во всем мире пригородные пассажирские перевозки являются убыточными и субсидируются из федеральных и/или региональных бюджетов.
В целях возмещения выпадающих доходов по пригородным пассажирским железнодорожным перевозкам, Правительством Российской Федерации был принят ряд решений. В частности, было принято решение Правительства России об установлении льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении в размере 1% от базового тарифа (установлен ФСТ России). Кроме того, ОАО «РЖД» выделены субсидии на компенсацию выпадающих доходов в размере 25 млрд. рублей. При этом, планируемая сумма компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов со стороны регионов в 2011 году составит чуть больше 6 млрд. рублей, в то время как потребная сумма совокупной компенсации на 2011 год составляет около 15 млрд. рублей.
Кроме того, был проведен ряд совещаний у Заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова, по итогам которых было принято решение внести изменения в 864 постановление Правительства РФ о порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам соцуслуг и установлении платы за предоставление госпомощи в виде набора услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненным к ним категориям граждан.
Согласно этим изменениям с 2012 года Минздравсоцразвития России, как заказчик сможет напрямую заключать договоры на перевозку получателей социальных услуг с пригородными компаниями. Текущая редакция постановления не позволяет этого сделать, так как в качестве исполнителя перевозок указано ОАО «РЖД».
Во исполнение указанных поручений Заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова Минздравсоцразвития России совместно с ОАО «РЖД» и другими федеральными органами исполнительной власти был разработан соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации. В настоящее время проект постановления согласован всеми причастными ведомствами (Минздравсоцразвития, Минтранс, Минфин, ФАС) и готово к внесению в Правительство России. Единственным Министерством, не согласовавшим проект постановления, является Минэкономразвития России. МЭР РФ направило письмо в Правительство РФ, в котором говорится о нецелесообразности изменений. В качестве причины отказа в согласовании указана необходимость разработки концепции развития пригородных перевозок, которую МЭР планирует представить до конца 2011 года. Согласно плану работы правительства, концепция должна была быть разработана МЭРом в октябре. Отказ согласовать проект постановления в письме мотивирует также тем, что ОАО «РЖД» имеет возможность «по перекрестному субсидированию перевозок указанной категории граждан».
Однако, начиная с 2011 года, перекрестное субсидирование пассажирских перевозок не учитывается при индексации тарифов на перевозка грузов по россии. Данный шаг сделан Правительством РФ для снижения тарифной нагрузки на грузоотправителей и динамичного развития экономики страны.
Напомним, согласно Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, ОАО «РЖД» более не является перевозчиком в пригородном сообщении, а значит, не может и не имеет права заключать договоры на перевозку получателей социальных услуг с Минздравсоцразвития России.
Таким образом, для безусловного обеспечения стабильности перевозок льготников в 2012 году необходимо скорейшее заключение договоров между пригородными пассажирскими компаниями и Минздравсоцразвития России, и соответственно, внесение изменений в 864 постановление Правительства России. Отсутствие договорных отношений на перевозку льготников может дестабилизировать финансовое положение пригородных пассажирских компаний, а значит привести к нестабильности пригородных железнодорожных перевозок в стране.