Posted 15 октября 2015,, 15:41

Published 15 октября 2015,, 15:41

Modified 12 ноября 2022,, 08:34

Updated 12 ноября 2022,, 08:34

БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ: Очень русский спорт - американский футбол

15 октября 2015, 15:41
БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ: Очень русский спорт - американский футбол
Сюжет
Статьи

На воротах бывшей педакадемии в Петрозаводске висят две цветные растяжки местной команды по американскому футболу "Karelian Gunners". Года четыре назад, когда плакаты только появились в городе, они вызывали больше недоумения, чем удивления. Кто вообще пойдет играть в этот никому непонятный вид спорта. У нас с обычным-то футболом плохо, а тут ... И, кстати, что это вообще за вид спорта: регби? бейсбол? Спустя несколько лет, американский футбол в Карелии уже не вызывает подобной реакции. Мы все еще плохо понимаем, как именно в него играют, но ребята с широкими плечами и в щитках не кажутся героями фильмов из жизни американских студентов.

Спортивный обозреватель портала mail.ru и шеф-редактор интернет-издания об американском футболе "First&Goal" Станислав Рынкевич вместе с президентом федерации американского футбола в Карелии, а по совместительству капитаном "Карельских Оружейников" Юрием Кушниром попытались объяснить, в чем сила американского футбола и почему слухи об интересе к спорту в России сильно преувеличены.

Правила английского футбола, соккера, можно объяснить, примерно, за 1,5 минуты. Можно понять принципы американского футбола так же быстро?

Станислав Рынкевич: Что ты имеешь в виду под словом «понять»? Фишка в том, что правила американского футбола, конечно, посложнее, чем правила соккера, баскетбола или хоккея. Но, скажем, чтобы понять в этих видах спорта, как определяется положение вне игры, тоже нужно время. То же самое в американском футболе. Например, когда я впервые смотрел матч, то довольно быстро врубился во все, что происходило на поле. Но какие-то детали я узнаю до сих пор, потому что есть ситуации, которые могут происходить раз в четыре года.

Юрий Кушнир: Поддерживаю Станислава. Для того чтобы понять основы, достаточно получаса-часа времени, но годы уходят на то, чтобы полностью разобраться в игре. Сейчас это сделать гораздо проще, чем, например, четыре года назад. Американский футбол в России развивается семимильными шагами. Когда мы начинали в 2012-м году, и число команд было меньше, и правила были не так доступны. Сегодня в сети каждый розыгрыш выкладывается с русскими комментариями. В этом году российская федерация по американскому футболу наконец-то перевела правила на русский язык. Мне дали эту книжку – она внушительной толщины. Неслучайно правила по американскому футболу попали в Книгу рекордов Гиннеса как самые сложные.

Чем можно объяснить такую популярность американского футбола в США и чуть ли не полное незнание игры в России?

Станислав: Дело не в незнании. Смотри, люди, которые приходят на стадион в той же Америке, знают правила, может быть, даже меньше, чем мы с Юрой. Они в курсе тех самых основ, то есть того, что можно узнать за час. Женам футболистов неинтересны все тактические нюансы. Им достаточно понимать, когда тачдаун. Этого хватит, чтобы ловить кайф от просмотра. Главное, чтобы судьи знали правила.

А есть такая проблема в России?

Юрий: Если сравнивать опять же с ситуацией четыре года назад, то сейчас проблем нет. Даже у себя в регионе мы подготовили двух арбитров, которые в том году частично судили матчи чемпионата России, наши региональные турниры. Кроме того, с этого года работу судей начали лучше оплачивать. Грубо говоря, человек за один матч получает от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. Плюс, ему оплачивают дорогу, расходы на питание и проживание. С каждым годом проводится все больше судейских семинаров, появляются судейские интернет-проекты. Между судьями появляется конкуренция.

Какая в целом сейчас ситуация с американским футболом в России: есть постоянно действующий чемпионат или проходят только отдельные кубки? Где сегодня существуют команды по американскому футболу?

С.: Чемпионаты России идут с 1992 года, но с перерывами. Раньше играли только Москва и Питер. Сейчас же действующие команды существуют от Мурманска до Астрахани по вертикали, и от Калининграда до Владивостока по горизонтали. Выпадает только Сибирь. Собственно говоря, в чем заключается положительная динамика последних лет? Начался большой бум в регионах. Благодаря развитию интернета стали доступны трансляции матчей: смотрят игры, следовательно, начинают лучше разбираться. В этом году большой скачок позволило сделать и развитие информационного освещения: можно узнать не только результаты матчей, но и то, как они проходили, смотреть фотогалереи, читать комментарии экспертов. Несмотря на то, что весь чемпионат России любительский, освещается он на уровне второго российского дивизиона по соккеру. Я хочу сказать, что теперь это продукт для зрителя, а не только для внутренней тусовки.

Сборная России сейчас сильно прибавила. До этого она три года не собиралась вообще. В этом году уже было проведено четыре сбора в разных городах: в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, в Ярославле, в Ставрополе…

То есть, на каком уровне сейчас находится американский футбол в России, скажем, по сравнению с Европой?

Ю.: Я бы не стал сравнивать с Европой. Уровень развития спорта у нас и у них - это как разница в уровне развития спорта между Россией и Зимбабве. До Европы мы не дотягиваем, и это касается не только американского футбола, но и любого вида спорта. В той же Финляндии, куда мы постоянно ездим на соревнования, существуют две взрослые, студенческие, детские команды. В Суоми чемпионаты по американскому футболу проходят в нескольких возрастах. В Германии, в Австрии внутренние соревнования собирают практически полные стадионы. Не так, как соккер, но зрители приходят.

С.: У них на американский футбол приходит больше людей, чем у нас на соккер. По сравнению с Европой американский футбол в России находится в зачаточном состоянии. Но мы смотрим на свой прогресс. По правде сказать, нашей стране и в других видах спорта есть в чем равняться на Европу.

На любительском уровне – да. В России есть проблемы с инфраструктурой, детским спортом. Но если говорить о профессионалах и спорте высоких достижений, который финансируется, мы более-менее конкурентноспособны. С этой точки зрения, есть в России такие команды по американскому футболу?

С.: В России есть несколько команд очень высокого уровня. Например, участники финала чемпионата России по американскому футболу в этом году: «Грифоны» из Санкт-Петербурга и «Патриоты» из Москвы. Я считаю, что они могли бы неплохо выступать на европейском уровне. Проблема утыкается в финансы. Люди должны тратить свои деньги, ехать куда-то, играть.

Ю.: Кстати, в Европе нет больших финансовых вливаний в американский футбол со стороны государства. Там очень хорошо развита спонсорская помощь. Если смотришь на европейские команды, то на майках игроков нет свободного места – везде логотипы. Насколько я знаю, бизнес получает там налоговые льготы, если поддерживает спорт. Грубо говоря, предприниматель может потратить 10 тысяч евро на команду и отдать на 10 тысяч меньше налогами. Компаниям становится интересно поддерживать спорт. Надеюсь, что в России тоже что-нибудь подобное примут.

С.: Федерация американского футбола в России пытается идти именно по этому пути развития. Речь идет о том, что мы должны сами научиться зарабатывать, приводить зрителя на стадион. У «Карельских Оружейников» практически нет спонсоров. Никакой «Газпром» нас никогда спонсировать не будет, поэтому с самого начала мы пытаемся зарабатывать сами. Наша команда, скажем, много занимается социальной работой. Если Юре звонят и говорят, что нужно поиграть на каком-то представлении, он всегда отзывается, потому что знает: в будущем может получить другие преференции. Условно говоря, ему разрешат провести турнир тогда, когда он захочет. За счет такой системы взаимозачетов приходится крутиться. Нужно быть готовым находить частных спонсоров, потому что государство нас кормить не будет, и слава богу, наверное.

Насколько я знаю, у «Оружейников» теперь есть свой спонсор…

Ю.: Мы провели небольшую кампанию по поиску спонсоров – один откликнулся. Директор печного центра сам вышел на контакт с нами и пригласил на встречу. Сумма, о которой договорились, небольшая. Она покрывает четверть месячных расходов команды. В идеале я хочу найти не одного большого спонсора, от которого мы будем полностью зависеть, а три-четыре организации, которые бы давали нам по 10 тысяч в месяц и тем самым поддерживали бы нас. Тогда отказ одного не приведет к остановке всего процесса.

Дело в том, что сейчас основной источник наших расходов – это тренер. Мы пригласили специалиста и теперь ему нужно снимать квартиру, платить зарплату. Но все в команде прекрасно понимают, что он того стоит.

Ваш тренер из Донецка. Он сам сюда приехал или вы его пригласили?

Ю.: Изначально я вышел на него после того, как команда проиграла оба майских турнира. Появилась какая-то демократия, и игроки были как лебедь, рак и щука. Стало ясно, что нужен человек, который бы нами руководил. Рассматривалось несколько кандидатов, но я остановился на Сергее Владимировиче. Было принято решение приехать в Петрозаводск на испытательный срок, чтобы проверить, подходим ли мы друг другу. В течение этих двух месяцев команда поняла, что до прихода специалиста она вообще в футбол не играла. По сути дела оказалось, что нас надо заново тренировать. Но Сергея Владимировича это не остановило, и он принял решение переехать сюда с семьей. Он тренирует у нас и детскую, и взрослую команды.

Если не секрет, сколько в месяц уходит на содержание команды?

Ю.: 45 тысяч рублей в месяц нам обходится содержание тренера: это сумма, из которой мы платим ему зарплату и деньги на съемную квартиру.

В одном из интервью Юра уже рассказывал, как началось его увлечение американским футболом. История связана с фильмом, который ты посмотрел в детстве, да?

Ю.: Все смотрели в 90-х эти фильмы.

А у Станислава как завязались отношения с этим видом спорта?

С.: Я не могу вспомнить конкретный момент, когда я в принципе узнал о существовании американского футбола. Нашел у себя детскую фотографию, где я стою в кепке «Oakland Raiders». Но тогда я даже не подозревал, какого вида спорта эта команда.

Ю.: У меня тоже была такая кепка. Я думал, что это бейсбол.

С.: Безумные 90-е, тогда все это носили. По-настоящему я проникся американским футболом в 2010-м году, когда ко мне приехал друг из Минска и сказал, что сейчас мы будем смотреть американский футбол. Я с усмешкой сказал, мол, давай, конечно, посмотрим. Уже утром я заявил, что буду болеть за «Миннесоту».

Так и болеешь за нее?

С.: Так и болею. Она чем-то похожа на Карелию. Большей частью природой, конечно.

Кстати, у вас в группе написано, что для того, чтобы попасть в ряды «Карельских Оружейников», не нужно обладать особыми физическими данными. Это так?

Ю.: Такие команды как питерские «Грифоны» могут делать отсев. У них жесткая финансовая политика: взносы побольше и хорошие тренировочные условия. Наша идея заключается в том, что в ряды «Карельских Оружейников» может прийти быстрый парень весом 70 килограммов, и он будет нужен на одной позиции, а может прийти 45-летний дяденька весом 130-140 килограммов, и ему тоже найдется место. Этим и хорош американский футбол. Очень много родителей приводят крупных детей со словами «его никуда не берут, ни в футбол, ни в баскетбол, а хочется, чтобы ребенок занимался спортом». У нас эти парни прекрасно справляются с функциями блокировщиков. Они сами довольны, потому что понимают свою важность в команде: у них повышается самооценка, они перестают обращать внимание на избыточный вес.

Так избавляются от него, наверное?

Ю.: Те, кто нормально занимаются, избавляются.

С.: Вообще масса очень важна. В американском футболе есть недостаток именно больших людей. Понятно, что масса бывает разной. Если у тебя просто лишний вес и тебе тяжело с ним работать, это одно дело. Но если человек просто массивный, то у него больше силы. В соккере говорят «толстого на ворота ставим», а здесь от условного «толстого» многое зависит.

Почему спросила об отборе, какие «Оружейники» ставят перед собой цели на сезон?

Ю.: Набрать как можно больше людей в команду. В идеале, нам нужно человек 45, а еще лучше 50, чтобы мы могли ездить на игры хотя бы составом в 35-40 человек. Сейчас у нас в основном составе где-то 25 игроков, но этого мало. Если кто-то не может поехать на матч - нет денег или у папы юбилей - нам приходится искать варианты, чтобы заткнуть внезапно образовавшиеся дырки. При этом, конечно, важно и качество игроков. В том году мы выезжали на чемпионат России составом в 35 человек. Когда уже дома посмотрели запись матча, стало видно, что 14 игроков – это мешки в форме, которые совершенно не понимают, что нужно делать. Американский футбол – командный вид спорта, и если один игрок облажался, на дно идут все. Мы взяли курс на качество игроков и стараемся подготовить людей, чтобы они понимали, что от них требуется.

Станислав, вопрос к тебе, как к журналисту. Не было идеи русифицировать американский футбол, чтобы приблизить его к людям? Использовать метры вместо ярдов, перевести какие-то термины…

С.: Важно соблюсти баланс. Мы на First & Goal пытаемся сделать некий глоссарий, чтобы хотя бы на уровне синонимов можно было употреблять русские слова. Но есть вещи, которые нельзя переделать. Слова «квотербек» и «тачдаун» такие, какие есть. Есть понятие running back - человек, который берет мяч и бежит с ним вперед. По-русски его иногда называют «задний бегущий». Это плохо звучит, но люди уже привыкли. В России живут фанаты, которые находятся в этой теме с начала Перестройки, но есть и новички, с которыми можно пытаться придумать новый язык. Конечно, понятийный аппарат американского футбола сильно нуждается в русификации. Это очень богатая терминология, своеобразная лексика. Но с этой проблемой уже сталкивались в регби. Мы тоже справимся с этим постепенно. Важно, чтобы не получилось, как в КХЛ, где недавно на официальном уровне решили переименовать драфт в ярмарку талантов.

Как оцениваете спортивный результат Открытого кубка Карелии?

Ю.: Положительно. Вышло так, что наш тренер приехал только за три дня до игры, так что у нас было мало времени. До этого прошла игра в Череповце и, если честно, ребята расслабились, потому что после матча у тренера заканчивался испытательный срок, и никто не знал, вернется он или нет. Поэтому у игроков исчезла мотивация, хотя, когда Сергей Владимирович готовил нас, все ходили и занимались. Он перевернул все наши схемы. Мы начали играть так, как никогда раньше до этого не делали: все игровые комбинации стали другими. Что касается второй игры, было понятно, что «Мишки» - это команда на голову выше нас. Даже физически они более развиты. Бывает, что у игроков открывается второе дыхание, а мы даже первое вдохнуть не успели, как уже все закончилось.

С.: Порадовало то, что приехали команды уровня чемпионата России. Были очень хорошие игры. Я получил огромное удовольствие. Конечно, условия были не самые лучшие. Ведь для американского футбола оптимально теплое время года, выходной день и, если говорить о Петрозаводске, чтобы игра проходила на «Юности» - тогда проходящие мимо люди останавливаются и смотрят. У нас же стоял холодный сентябрь, был вечер и закрытый «Спартак», поэтому неудивительно, что зрители не пришли. Легче от этой ситуации стало только мне, как комментатору, потому что отпала необходимость объяснять правила. Спортивное зрелище превзошло на этот раз атмосферу на стадионе. Но, безусловно, турнир удался.

Ю.: Да, «Юность» лучше в плане «залетного» зрителя. Хотя мое мнение – в Петрозаводске люди в принципе к спорту не приучены. Нет топовых команд по хоккею, по футболу.

С.: У нас все развалилось в 90-е. Люди отучились ходить на стадионы. Больше десятилетия не было никаких больших игровых команд.

Футбольная команда сейчас вышла в профессиональную лигу…

С.: В нее нельзя выйти, команда туда заявилась. Народ соскучился по футболу, на самом деле. Когда этим летом я пришел на матч Кубка России, на «Спартаке» собрались много людей. Но постоянная летаргия выбивает зрителя. С 2007-го года команда успела пять раз исчезнуть и снова появиться. Фактор погоды тоже влияет: в хороший день люди придут на стадион, но если капает дождик… Что же касается американского футбола, то в глазах зрителей «Оружейники» пока не заработали такой репутации, чтобы терпеть неудобства ради них. Все впереди. Десять лет выступлений, и ситуация может измениться. Я на это смотрю совершенно спокойно.

Интерес к карельскому спорту вообще есть?

С.: На индивидуальном уровне. Когда разговариваешь с кем-то из спортивной среды, в связи с Карелией вспоминают лыжи, биатлон. Но опять же обычно всплывают фамилии тех, кто начинал в республике, а потом перешел на другой уровень и уехал. Самым известным спортсменом из Карелии на федеральном уровне был футбольный судья РФПЛ Владимир Петтай. Может быть, с зимними видами еще более-менее. Идет какое-то развитие, но опять же нет стабильности. Возьмем хотя бы хоккей, который привезли в Кондопогу, а теперь все исчезло. Спортивной культуры у нас нет. Наша задача – исправлять ситуацию в своем секторе.

А в плане интереса зрителей, читателей? Например, трое спортсменов из Карелии могу поехать на Олимпиаду в Рио. Это интересно?

С.: Нет, людям это неинтересно. И это проблема не только Карелии. В принципе интерес к спорту в России – миф. Рейтинги топовых футбольных матчей, скажем, между «Зенитом» и «Спартаком», гораздо ниже, чем у сериалов по НТВ. Сейчас организуется новый федеральный спортивный канал «Матч ТВ», но все понимают, что он будет убыточен. Это социальная нагрузка государства. На высоком уровне очень хотят привить любовь к спорту, но эта проблема пока не решена. Карелия в этом смысле плетется в хвосте по интересу к спортивным мероприятиям. Инфраструктуры не так много, привычки нет… Я надеюсь, что вся спортивная движуха – Сочи, чемпионат мира по футболу в 2018-м, да хоть бы и нормы ГТО – начнут исправлять ситуацию.

"