Китайская музыкальная грамота

Китайская музыкальная грамота

Китайская музыкальная грамота

15 июля 2016, 14:58
Общество
Китайская музыкальная грамота

Жители Петрозаводска уже привыкли встречать на улицах города, а особенно часто в концертных залах, китайских студентов. Это - будущие музыканты, которые проходят подготовку в стенах Петрозаводской консерватории имени Глазунова. Профессиональная подготовка молодых представителей Поднебесной стала возможна благодаря специальному проекту о развитии международной образовательной программы «2+3» по обучению студентов из Шанхая в Петрозаводске. Работа по программе ведется уже достаточно долго - с 2010 года, а в 2013 году были достигнуты договоренности о дальнейшем развитии сотрудничества в области профессионального музыкального образования, в том числе об организации мастер-классов педагогов Петрозаводской консерватории в Шанхае и преподавателей Шанхайского педагогического университета в Петрозаводске.

Именно благодаря этим официальным договоренностям одним июньским вечером в кабинете директора Симфонического оркестра Карельской филармонии, концертмейстера группы ударных инструментов, Заслуженного артиста Карелии Валерия Бобкова раздался телефонный звонок. Звонил давний друг, коллега и учитель, Заслуженный артист России и Карелии, профессор Владимир Михайлович Гайков с предложением провести мастер-классы в Шанхае. Обговорили сроки поездки, а короткое время спустя, Валерию Юрьевичу вручили билеты на самолет и пожелали счастливого пути. Встреча четырех педагогов - по вокалу, фортепиано, духовым и ударным - которым предстояло на восемь дней стать «лаоши» (учителем) для шанхайских студентов, состоялась уже в аэропорту Москвы непосредственно перед дальним перелетом.

По возвращении из Китая Валерия Бобкова просто окружили «сослуживцы» по филармонии, требуя подробного «отчета». И вот что он рассказал...

ШАНХАЙ

Шанхай - конечно, современный город. Более того, - это один из деловых центров мира. Шанхайская фондовая биржа входит в число ведущих товарных бирж мира, а Шанхайская биржа золота - крупнейшая биржа Китая по торговле драгоценными металлами. Поэтому ни о какой азиатской феодальной экзотике речи не идет. С момента прилета, уже в аэропорту, ты ощущаешь себя в современном цивилизованном мире. Кроме того, чувствуется огромность окружающего тебя города - такие соединенные вместе «три Москвы» (Число жителей Шанхая более 25 миллионов. - Авт.).

Аэропорт Пудун, где приземлился наш самолет, кстати, не единственный международный аэропорт Шанхая, поражает не столько масштабностью и блеском современного строения, сколько разумностью инфраструктуры. Это относится и к железнодорожным вокзалам города: само здание вокзала в Шанхае располагается над путями, напоминая гигантский портовый кран. Таким образом, экономится площадь и пассажирам удобно: вошел с багажом в здание, спустился по эскалатору вниз - и ты уже на крытой железнодорожной платформе: пожалуйте в свой вагон.

Дома и улицы Шанхая очень похожи на деловые и жилые районы современных западноевропейских городов: многоэтажные торговые, офисные центры, гостиничные комплексы. Конечно же, мы сразу узнали, ставший символом Шанхая, небоскреб Шанхайского всемирного финансового центра - «открывашку», своей формой напоминающий именно этот предмет.

Рассказывая о Шанхае, так и хочется употребить еще советский информационный штамп «Шанхай - город контрастов». Действительно, рядом с сияющими небоскребами приютились, уцелевшие еще с 60-70-х годов прошлого века «хрущевки». Совсем такие же, как у нас, только гораздо более обшарпанные. Еще одно из ярких впечатлений - в Шанхае все автострады проходят над городом: система highway имеет массу развязок, очень разумна и удобна, поэтому передвигаться из конца в конец огромного города получается достаточно быстро. Создалось впечатление, что по дорогам рядом с тротуарами ездят только мотоциклисты, велосипедисты и велорикши - их просто огромное количество. Только велорикши, похоже, уже давно не возят богатых туристов-европейцев, а используют этот национальный вид транспорта для перевозки собственного скарба. Правила дорожного движения эти его участники не соблюдают вообще, а их автомобильные собратья реагируют только на светофоры.

Правда, побродить в свободном режиме по улицам города, побывать в исторических центрах нашей маленькой делегации не удалось: как написано во всех туристических путеводителях, «в начале лета в Шанхае часто идут ливни». Это действительно так - почти все время шли дожди, влажность дикая, поэтому мы решили не гулять по городу, рискуя простыть и не выполнить образовательные обязательства перед китайскими товарищами. Почти все время прошло либо в гостинице, либо на территории Шанхайского университета, куда нас, собственно, и пригласили для занятий с китайскими студентами музыкально-педагогического факультета.

ВОСТОЧНО-КИТАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Наша справка. Этим официальным названием ни в Китае, ни в остальном мире никто не пользуется, все говорят: Шанхайский университет. Основан он в 1951 году объединением двух самых старых университетов Шанхая: Великого китайского университета (Дася, 1924 год основания) и Университета Гуан Хуа (1925 год основания). Шанхайский университет, помимо педагогических кадров, выпускает ученых, докторов, государственных служащих, а также готовит бизнесменов и политических лидеров, проводит национальные исследования в гуманитарных и социальных областях. Университет состоит из 20 высших школ и колледжей, 2 нетрадиционных колледжей и 5 научно-исследовательских институтов, которые объединяют 58 факультетов с 67 специальностями бакалавриата. Территориально два кампуса университета занимают площадь 1270 га и известны своими живописными парками и озерами.

Шанхайский университет не похож на те высшие учебные заведения, к которым мы привыкли в России: главное здание и где-то еще, разбросанные по городу, дополнительные корпуса. Университет построен, как огромный самодостаточный микрорайон, где есть все для жизни и учебы. Чтобы вы представили себе площадь одного из кампусов, скажу так: если разместить его в Петрозаводске, то он займет место между проспектами Ленина и Карла Маркса и от здания филармонии до железнодорожного вокзала.

На этой площади разместились не только учебные корпуса и общежития студентов, но и множество кафе и ресторанов, магазины, спортивные центры и так далее. Есть ресторан, куда заходят только преподаватели: то ли студентам туда путь заказан, то ли из уважения к учителям, они сами решили там не обедать. Есть хороший концертный зал, где проходят отчетные и академические концерты - на платные концерты в этом зале наложено «табу»: учеба - отдельно, платная концертная деятельность - отдельно. Все это функциональное разнообразие очень красиво соединено парками, прудами - так называемыми рекреационными зонами.

3

Кстати, наш «музыкально-педагогический десант» обедал в одном из ресторанчиков на территории Шанхайского университета. Принимающие много преподавателей-иностранцев, китайцы готовят для приезжих блюда европейской кухни, правда, все равно с небольшим китайским «акцентом».

Когда же наших преподавателей пригласили на званый обед, то все было организованно торжественно и очень удобно: центр большого круглого стола замещен прозрачным вращающимся диском, на котором и выставлены разнообразные яства - бери, что понравилось и ешь в неограниченном количестве. Такой «шведский стол» по-китайски имеет, как минимум, два преимущества. Во-первых, принимать пищу можно сидя, во-вторых, еда горячая полноценная, а не ее ингредиенты, разложенные по крохотным корзиночкам. И еще, одновременно за такой стол могут присесть от 6 до 30 человек.

4

Коль уж зашла речь о кухне, не могу не сказать хоть два слова о креветках. Королевские креветки в Китае попадают на стол, достигнув размера 25-30 сантиметров - не меньше. Готовят из них самые разнообразные блюда. Есть даже такой способ приготовления, когда съедобным становится и хитин. Креветку сначала маринуют в своих «хитрых» национальных специях, а потом зажаривают на гриле, тогда-то хитин и превращается во вкуснейшую хрустящую корочку. Кстати, креветки, как и другие морепродукты в Китае не деликатес, а повседневная еда, которую может позволить себе каждый, даже студент.

СТУДЕНТЫ

Никаких «китайских церемоний» в Шанхайском университете нет: короткое знакомство и - за работу. Позже нам объяснили, что учебный год к моменту нашего приезда уже закончился, и большинство преподавателей просто успели выйти в отпуск. Тем не менее, нас представили нашим ученикам, в моей группе было 15 человек, в том числе, и один педагог.

5

Теоретически я был готов к работе со студентами, но реальность внесла свои коррективы. На примере тех ребят, кто был на моих мастер-классах, я понял, что системы музыкально образования, в нашем ее понимании, нет. Те же впечатления и у петрозаводских преподавателей кларнета, вокала. У вузовских шанхайских студентов напрочь отсутствовали такие фундаментальные понятия, как, например, «позиция» (Положение руки, пальцев, корпуса исполнителя при игре на музыкальном инструменте. - Авт.), которой у нас учат еще в музыкальной школе. Пришлось объяснять и такие вещи, что главное, в моем случае, не попасть по инструменту, а научиться извлечь звук.

Но я приехал не «внедрять указания партии и правительства» в Шанхайском университете, а делиться своими знаниями и опытом. За короткое время попытался передать их китайским студентам. Приятно, что системой нашего музыкального образования очень заинтересовался участник мастер-классов - педагог. Значит, он научится сам и сможет научить студентов - это вселяет надежду на хорошее будущее для музыкального отделения в целом.

Мне стало интересно, а какова система музыкального образования в специализированном учебном заведении Шанхая - консерватории? Ведь исторически так сложилось, что Шанхай - музыкальная столица Китая, и первый китайский университет в области музыкального образования - Шанхайская Консерватория Музыки - открылась не в Пекине, а именно в Шанхае еще в 1927 году. Сейчас, вернувшись домой, обязательно специально поинтересуюсь этим вопросом.

ФЕСТИВАЛЬ ТАЛАНТОВ В «МАЛЕНЬКОМ» ДВУХМИЛЛИОННОМ ГОРОДКЕ МААНЬШАНЬ

Наша справка. Район Мааньшаня был издавна известен своими рудными разработками, но сам город возник относительно недавно. В 1938 район Мааньшаня был оккупирован японцами, которые построили здесь металлургические и металлообрабатывающие предприятия, продукцию которых вывозили в Японию. В 1945 предприятия были уничтожены, а копи заброшены. В 1949 район снова перешел под контроль Китая, металлургическое предприятие было отстроено и в 1953 дало первую продукцию, которая для дальнейшей переработки отправлялась на заводы Шанхая. Позже в Мааньшане были возведены свои сталеплавильные и металлообрабатывающие предприятия, но большая часть чугуна по-прежнему вывозится в Шанхай.

Все началось с приглашения стать членами жури на Фестивале талантов в городе Мааньшань, поступившего от одного из китайских выпускников Петрозаводской консерватории - Джана. Джан устроился на работу в этом небольшом, по китайским меркам, городе, где успешно преподает вокал, хоровое пение и дирижирование. Он же оказался и организатором конкурса-фестиваля, впервые проходившего в Мааньшане нынешним летом.

Все было организованно просто: в гостинице арендовали зал, где и выступали участники конкурса. Какого-то предварительного отбора по аудиозаписям или предварительного прослушивания не было: написал заявление - участвуй в конкурсе. Таким образом, к моменту открытия Фестиваля его участниками стали 220 человек возрастом от шести до сорока лет...

Цифра чудовищная. Если тратить на каждого участники хотя бы по 5 минут, то это больше 18 часов непрерывного прослушивания без учета времени выхода на сцену конкурсантов. Джан, прикинув это, грустить не стал и принял решение: каждому соискателю хватит и по 2 минуты, а значит, на все про все уйдет «только восемь часов».

Членами жюри, выставлявшими оценки, были только мы - четверо музыкантов из Петрозаводска. Пятый член жюри, его председатель, выполнял только организационно-руководящую работу, хотя сам профессиональный вокалист, баритон. Для нас было мучительно прерывать выступление конкурсантов, когда заканчивался двухминутный лимит. Особенную неловкость испытывали перед разнаряженными прекрасными китайскими детьми, упорно и долго готовившимися к этому выступлению. Но сами участники воспринимали все происходящее, как должное. Ни одного недовольного взгляда ни от детей, ни от родителей: раз так решили учителя-устроители Фестиваля - это закон.

На будущий год Джан планирует провести Фестиваль во второй раз. Мы, конечно, посоветовали ему сделать предварительный кастинг, мол, дебют был успешным, а вдруг на второй Фестиваль заявится 1000-1200 человек. Как вы будете всех прослушивать? Но Джан ничего на наши опасения не ответил...

МИССИЯ ЗАВЕРШЕНА. ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Несмотря на дожди, на отсутствие четких планов занятий и системы музыкального образования, уезжать из Шанхая было жаль. То, высказываемое многими впечатление, что китайцев не надо заставлять учиться, что они впитывают в себя знания, как губка, что осваивают все новое, как одержимые - чистая правда. И это не может не радовать любого педагога.

Образовательная программа «2+3» продолжает работать и развиваться, а перед отъездом декан музыкального факультета попросил на следующий раз подготовиться «к разговору об оркестровых инструментах», значит, наши мастер-классы не пропали даром, понравились. Да и мы многому научились за эти восемь дней в Шанхае, главное из которого, пожалуй, можно сформулировать так: будь ты заслуженный артист и профессор или студент - друг у друга всегда есть чему научиться. Как говаривал китайский мудрец Конфуций: «Не поддаются обучению только самые мудрые и самые глупые».

Рассказ о поездке карельских музыкантов в Шанхайский университет записала Марина Трубина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter