Кто хочет нами править?

Кто хочет нами править?

15 января 2007, 09:24
Общество
Кто хочет нами править?

ВОЗДЕРЖАВШИХСЯ В КАРЕЛЬСКОМ ПАРЛАМЕНТЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

Николай Левин: «Депутат обязан высказать свою точку зрения».

25 января пройдет первая в этом году сессия Законодательного собрания. О том, что предстоит обсудить нашему парламенту в новом году и об итогах прошлого года наш разговор с председателем ЗС Николаем Левиным.

- Николай Иванович, уже прошло пять заседаний Законодательного собрания нового созыва. Можно ли сделать какие-то выводы о его работоспособности?

- Да. За прошедшее время удалось сформировать руководящие органы Законодательного собрания, комитеты, утвержден аппарат. Первые итоги работы показывают, что наш парламент способен продуктивно работать, готов к рассмотрению любых законопроектов, даже очень сложных и, скажем так, не самых приятных.

- Что это за вопросы?

- Всегда вызывает горячие споры бюджет. Этому созыву удалось принять бюджет-2007 в установленные законом сроки. Перед новым годом мы приняли его в третьем чтении. Это говорит о том, что депутаты склонны искать пути компромиссов, готовы общаться друг с другом, учитывать мнение фракций. В первом чтении принят закон о порядке распределения земельных участков в Петрозаводске, собственность на которые не разграничена. Он вызвал много споров, однако результат, как мы видим, достигнут. Ход обсуждения показал, что депутаты могут проводить по принципиальным вопросам и тайное голосование. Никто в Законодательном собрании не пытался надавить на парламентариев – поступайте только так и не иначе. Так что вот эти два закона, на мой взгляд, стали принципиальными и показали, на что способен ЗС. Третий момент – на одном заседании приняли поправки в закон о социальной поддержке граждан. Они позволяют увеличить единовременные выплаты льготникам. С 1 января они равны 360 рублям, с 1 июля вырастут до 400 рублей.

- То, что эти поправки приняты на одном заседании на самом деле – хороший показатель. Мы-то помним, как долго принимался сам закон, сколько споров велось вокруг сумм компенсаций. Были опасения, что и тут начнется бесплодная дискуссия. Начнут предлагать заведомо непроходимые поправки, называть суммы в тысячи рублей.

- Конечно. Но этого не случилось. Это тоже говорит о том, что депутаты перед тем, как принимать решение, просчитали возможности республиканской казны. Пришли на заседание, зная наш бюджет.

- Но прозвучал и тревожный звоночек. При обсуждении закона о земельных участках группа депутатов-оппозиционеров пыталась, по сути дела, сорвать заседание, не голосуя ни за, ни против. Как вы считаете – такие меры протеста возможны?

- Я считаю, что надо действовать в соответствии с регламентом. Он работает на протяжении многих лет. Регламент не предусматривает возможности ухода депутата с заседания без уважительных причин. И не предусматривает возможности уклонения от голосования. Не случайно ведь в регламенте не прописана норма «воздержался».

- Такой нормы нет?

- Только «за» или «против». Депутат обязан высказать свою точку зрения. Нужно посоветоваться с избирателями – посоветуйся, нужно обсудить вопрос с членами фракции – пожалуйста, но потом приди на заседание Законодательного собрания и изъяви свою волю. Если сегодня большинство депутатов в ЗС принадлежит к фракции «Единая Россия» - так решили избиратели. Почему какая-то часть депутатов ставит под сомнение этот выбор? Такая позиция неправильна. Традиционно наше ЗС все-таки показывает пример согласованных действий. При этом за решением многих вопросов, которые на заседаниях решаются вроде бы быстро, стоит огромный труд. Комитеты, до них – рабочие группы, совещания, в том числе и у меня в кабинете, индивидуальные переговоры… Мы всегда отличались от других парламентов тем, что могли находить компромисс до комитетов и до заседаний. Так что учитывать мнение меньшинства и оппозиции, конечно, надо, но надо и находить способы договориться.

- Дело, наверное, не только в политических амбициях. Может быть, над частью депутатов, особенно при рассмотрении таких вопросов, как о земельных участках, довлеют и коммерческие интересы? Но это, конечно, не докажешь. Поэтому поговорим еще о фракциях. Насколько далеко, по-вашему, простирается фракционная дисциплина? Ведь порой сами депутаты признаются: я-то бы проголосовал за этот закон, но фракция обязывает голосовать против.

- Есть закон о политических партиях, который регламентирует эти вопросы. Поэтому депутаты обязаны следовать таким фракционным правилам. Избрание по партийным спискам не оставляет тебе права выбора. Ты не можешь выйти из партии, не можешь вступить в другую фракцию – автоматически лишишься мандата.

- Легче ли работать вам при новой системе формирования ЗС – когда половина депутатов прошли по партийным спискам? Или нет разницы?

- Работать стало сложнее. Когда все одномандатники, каждый отвечает только за себя. А сейчас необходимо учитывать и партийные пристрастия. Надо учиться сочетать интересы избирателей и партий. Это трудно, установки партий и требования избирателей не всегда совпадают, но нужно пытаться. Сложнее работать и по причине партийной дисциплины, о которой мы рассуждали. Уговорить члена партии проголосовать иначе, если фракция приняла определенное решение, невозможно. По этой, кстати, причине уже на одном из первых заседаний ЗС уже были названы созданные фракции. Это тоже предусматривает закон о партиях.

- Давайте теперь перейдем к делам будущим. Какие важные законы предстоит обсуждать парламенту в этом году? Если не читать традиционных – о бюджете и тому подобное.

- Ну от финансовых законов никуда не деться. 29 декабря к нам поступили уже поправки в бюджет 2007 года. На первом заседании, 25 января, будем их обсуждать. Поправки связаны с тем, что свыше 100 полномочий переданы на региональный уровень с федерального. Поэтому нужно обозначить новые ведомства-бюджетополучатели в Карелии, создаваемые для того, чтобы эти полномочия выполнять. Предстоит создавать структуры, принимать на работу людей, финансировать эту работу. Затем мы каждый год мы вносим поправки в закон о финансовых нормативах. Жизнь меняется и ежегодно надо увеличивать эти показатели или вводить новые статьи расходов на обеспечение тех или иных полномочий органов местного самоуправления. Сейчас рассматриваем этот вопрос по Петрозаводску. В основном речь идет о дорогах.

- А какие-нибудь новые социальные законы стоит ждать?

- Мы работаем над социальными законами, связанными с поддержкой бюджетников на селе. Это не простой вопрос.

- Продолжит ли карельский парламент направлять проекты федеральных законов в Государственную Думу?

- Обязательно. Сейчас уже создаем рабочие группы, которые проанализируют те полномочия, которые передают на региональный уровень, как они осваиваются, справляемся ли с ними. Может, какие-то моменты нужно улучшить в федеральных законах. Где-то, может, денег недодали. В первую очередь по этому направлению будем вносить поправки в федеральные законы.

- Нет ли опасения, что эти наши поправки, как частенько бывало раньше, уйдут в думскую «корзину»?

- Опыт решения всех вопросов только из Москвы не увенчался успехом, это понятно, поскольку полномочия-то нам отдают обратно, с федерального на региональные уровни. Учитывая это, думаю, в центре поняли, что надо прислушиваться к мнению субъектов Федерации. Надо больше внимания уделять вопросам, которые ставят регионы.

- Наступивший год будет жарким в политическом смысле. Предстоят выборы в Думу, начнется подготовка к президентским, да и местные выборы в Петросовет на носу. Это каким-то образом отразится на работе ЗС?

- Думаю, да. Каждая фракция, партия будет пытаться завоевать доверие избирателей. А как это можно сделать? Только с помощью пиаровской компании. А парламент - поле для политика. Вот на этом поле они и будут пахать. Все.

- Поэтому, наверное, лучше такой важный закон о бюджете принимать сразу на три года, как это собираются сделать в Думе?

- Они поступают мудро. Мы тоже об этом думаем. Кстати, основные показатели бюджета на три года мы уже делаем два года. Просто не утверждаем на ЗС. А так – это настоящий документ, все министерства и ведомства дают свои показатели, он утверждается главой. Он помогает нам планировать жизнь республики на среднесрочную перспективу.

- Спасибо за подробный рассказ.

Беседовала Ирина Смирнова

Stories:
Статьи
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter