Молодые медики Карелии: прийти и остаться, учиться работать и зарабатывать

Молодые медики Карелии: прийти и остаться, учиться работать и зарабатывать

Молодые медики Карелии: прийти и остаться, учиться работать и зарабатывать

14 апреля 2014, 13:44
Общество
Молодые медики Карелии: прийти и остаться, учиться работать и зарабатывать

Теперь точно не установить, кто первым и почему, по какой ассоциации дал ему имя Максим. Разве что можно предположить: он такой же крепкий, основательный, как знаменитый пулемет времен гражданской войны… На самом деле Максим – робот, симулятор. Причем, современный, шестого поколения. У него есть пульс, дыхание, может потечь кровь, он реагирует на лечебные процедуры.

Шутки-шутками, а рядом с Максимом – аппаратура, которая позволяет измерять множество показаний жизнедеятельности и проводить процедуры. На соседних стендах – в натуральную величину, приближенные и по виду к натуральным органы человека, тоже симуляторы.

Такая необычная выставка развернулась 11-12 апреля, в дни проведения форума молодых специалистов здравоохранения республики, казалось бы, в совершенно не профильном вузе. Но очень не случайна встреча именно здесь начинающих врачей, руководителей медучреждений, руководителей министерства здравоохранения и соцзащиты и других республиканских министерств, ведущих преподавателей медицинского факультета и студентов ПетрГУ, Петрозаводского медицинского колледжа, Карельского филиала РАНХиГС.

100 – 70 – 30

Если принять число поступивших на первый курс медфака за 100 %, то к окончанию обучения (одного из самых сложных и длительных в вузовских программах) остается примерно 70. Проходит несколько лет и уже в первые годы практической работы происходят еще большие потери – до 30-40 %.

Дефицит врачебных кадров в государственной системе здравоохранения в нашей стране по экспертным оценкам – до 40 тысяч. Особо сложное положение в глубинке, в районах, где порой нет докторов самых востребованных специализаций.

К сожалению, в нашей республике те же тенденции с текучестью и потерями кадров, те же проблемы.

Каким образом сцепить, сделать логичной и взаимно поддерживающей систему подготовки и переподготовки кадров, управленческих решений, финансового обеспечения, самоорганизации профессионального сообщества? Какие механизмы могут уже сегодня все эти институты замыкать на общий интерес – качественную и своевременную медицинскую помощь людям?

Конкуренция, однако!

В одном из перерывов в работе форума удалось взять интервью у Нинель Викторовны Хан, директора учебно-методического центра долгосрочных программ РАНХиГС (г. Москва).

- Долгое время наши организаторы здравоохранения недооценивали рост услуг и качества в сфере частной медицины, - рассказывала Нинель Викторовна. – В некоторых российских регионах уже до 60-70 % всего объема медуслуг граждане получают не в учреждениях государственной медицины. Люди хотят качественного лечения и достойных условий, они соглашаются платить порой очень серьезные деньги.

Но граждане вправе ждать, что государственная система здравоохранения тоже будет развиваться, отвечать высоким стандартам, что в ней будут трудиться лучшие специалисты, что будет соответствующая ответственность за качество услуг! В условиях конкуренции тем более важно ценить наши кадры, помогать им расти, становиться участниками необходимых изменений в своей отрасли. То есть личность врача была и остается социально значимой в очень многих смыслах. Именно в работе с кадрами – особый ресурс и залог ожидаемых изменений в системе в целом. Форум молодых специалистов-медиков – также шаг на этом пути.

Погружение, партнерство, творчество

Идея форума молодых и для молодых возникла во многом благодаря анализу идей, обсуждений, проектов, которые озвучивались в Карельском филиале РАНХиГС участниками программы дополнительного образования для управленческих кадров учреждений здравоохранения. Стоит рассказать предысторию.

В 2011 году Карельский филиал РАНХиГС откликнулся на предложение представить свои предложения и возможности, чтоб стать площадкой для нового направления дополнительного образования. Имелось в виду не просто предоставление помещений, но привлечение лучших преподавателей, специалистов в финансах, менеджменте, юриспруденции, психологии управления. Преподаватели Президентской академии, как и руководители Министерства здравоохранения и соцразвития РК (специалисты категории А) прошли специальные курсы в Москве. На них была возложена ответственность вести занятия, тренинги, руководить проектными группами на курсах дополнительного образования.

Нинель Хан неоднократно за прошедшие годы бывала в Петрозаводске, видела, насколько интенсивно используется время участников переобучения. Но, по ее мнению, был еще один фактор, который стоит особого упоминания. Члены общественного совета при минздравсоцразвития Карелии очень вдумчиво отнеслись к начинанию, проявили неподдельный интерес, изучили документы и затем, со своей стороны, поддержали.

- В Карелии потребовалось больше времени, чтоб начать, выстроить свою систему партнерства и сотрудничества. Но получилось именно то, к чему мы изначально стремились – институциональному сотрудничеству, изменению его масштаба, - подчеркивает Н.В. Хан.

- Сертификат о дополнительном образовании – не просто отсиженные часы. Специалисты из разных районов и регионов погружаются в проблемы, обсуждают их с преподавателями и своими коллегами-управленцами более высокого уровня. Треть времени посвящено проектной деятельности, подготовке к защите проекта, который обязательно привязан к конкретному учреждению и конкретным срокам исполнения, - рассказывает директор Карельского филиала РАНХиГС Р.Р. Пивненко.- Кроме карельских руководителей-медиков мы обучаем также их коллег из Мурманской области.

Для молодых руководителей участие в программе - новое общение, новое партнерство, творчество и… новые обязательства. О том, как реализуются прошедшие защиту проекты, можно узнать на страницах сайта Дополнительное образование Президентской академии.

Форумчане о привлечении и закреплении медицинских кадров

На форуме работали пять дискуссионных площадок. У каждой – своя тематика, свой состав модераторов. Перечислим названия площадок:

«Социальная поддержка молодых специалистов»;

«Адаптация и наставничество в современном здравоохранении»;

«Проблемные вопросы этики и деонтологии»;

«Система непрерывного образования – реальная необходимость практического здравоохранения»;

«Самоуправление молодых специалистов в профессиональном сообществе».

Аудиторию, где собираются медики, не спутаешь ни с какой другой. Профессиональный навык слушать внимательно, задавать вопросы проявлялся и здесь. Молодые не ограничивались возможностью использовать шанс напрямую пообщаться с представителями республиканских министерств, профсоюзными лидерами, опытнейшими старшими коллегами, преподавателями медицинского факультета ПетрГУ.

Свое понимание и варианты решения проблем искали в режиме мозговых штурмов в рабочих группах. Затем выносили их вниманию аудиторий, вместе обсуждали и вырабатывали окончательные формулировки.

Один из многих примеров. Может ли сегодня молодой специалист в бюджетном медучреждении повлиять на уровень своей зарплаты? Как? С чего начать работу над своим собственным эффективным профессиональным контрактом?

Доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС Татьяна Сачук на пессимистическое замечание, задала встречные вопросы:

- Разве вы не хотите знать, из чего складывается ваша зарплата и почему она именно такого-то размера? Разве не хотите иметь информацию, на каких нормативах основываются расчеты, и есть ли новые регулирующие оплату труда документы? Почему вы считаете, что оплата труда – головная боль только главного врача?

В целом, включенность в работу, заинтересованность была на очень хорошем уровне. То, что написали, предложили, сформулировали на рабочих площадках, теперь суть общий интеллектуальный продукт. Его предстоит проанализировать и обязательно использовать в республиканских программах по модернизации сферы здравоохранения, усилении мер государственной поддержки врачебных кадров, адаптации также средних медицинских кадров и многое другое.

Новейшие возможности и мудрость веков

Заключительная сессия форума состоялась при полном зале. Кроме краткого отчета об итогах работы секций, были предусмотрены два интересных доклада. Казалось бы, очень разные, вне пересечений. Однако, как посмотреть.

Помните, в начале статьи упоминание о Максиме, роботе шестого поколения? Он ведь так устроен, что произведенные на нем манипуляции (например, непрямой массаж сердца и многие другие) будут восприняты, эффективность отражена сразу на мониторе. Таковы сегодня возможности наработки навыков при подготовке профессионалов. О подобных технологиях, возможностях симуляционных комплексов рассказал Александр Веревкин, врач анестезиолог-реаниматолог, член правления РОСОМЕД (Российское общество симуляционного обучения в медицине).

Но… Один из представителей РОСОМЕД чуть раньше, показывая возможности современной техники, заметил: «Роботы – хорошо. Но главная задача - научить думать головы». И он показал на картинку, где молодые специалисты изучают муляж.

Размышлениями о том, чем наполнять свой ум, только ли сугубо специальными знаниями, поделился с молодыми коллегами профессор, заведующий кафедрой критической медицины ПетрГУ Анатолий Петрович Зильбер. «Врач, не заботящийся о своем культурном росте, не растет как профессионал», - считает профессор. Радости и беды медицинского образования, практической работы, всей системы здравоохранения сконцентрированы и отражены в том, каков гуманитарный заряд, культура врача. Поскольку в объеме и структуре современной системы подготовки медиков на гуманитарную подготовку не отводится времени, забота о гуманитарном росте стала личной ответственностью.

Яркая лекция о судьбах врачей (и не только) разных времен, об особенностях педагогики и наставничества в медицинской среде, об уважении к людям и постоянном собственном сомнении стала как напутствие молодым. Ведь и правда, невозможно состояться в одной из самых гуманных профессий на земле без постоянного делания себя.

По мнению декана медицинского факультета ПетрГУ А.Т. Балашова, форум превзошел ожидания. «Незашоренные, раскованные, переживающие за свою профессию, готовые к диалогу – такими студентами медфака и его выпускниками надо гордиться», - считает Александр Тимофеевич.

Заместитель министра здравоохранения и соцразвития Ольга Сергеевна Копошилова высказала готовность поддержать идею создания совета молодых медицинских специалистов при профильном ведомстве.

Решения Форума молодых специалистов здравоохранения Республики Карелия:

Способствовать повышению качества и доступности медицинской помощи населению Республики Карелия;

Создать совет молодых специалистов при Министерстве здравоохранения и соцразвития РК;

Информировать главных врачей ЦРБ о состоявшемся форуме, его решениях, возможностях нового партнерства;

Создать on-line площадку для информирования о работе и решениях форума и последующей деятельности совета молодых специалистов;

Использовать более активно механизмы правовой информации для молодых медиков;

Предложить проведение в 2015 году следующего форума молодых специалистов здравоохранения РК.

Автор - Людмила Мишина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter