Posted 13 апреля 2015,, 07:59

Published 13 апреля 2015,, 07:59

Modified 12 ноября 2022,, 08:44

Updated 12 ноября 2022,, 08:44

О планах по организации автобусных перевозок в Карелии рассказали в Правительстве республике

13 апреля 2015, 07:59
О планах по организации автобусных перевозок в Карелии рассказали в Правительстве республике

13 апреля Председатель государственного комитета Карелии по транспорту Игорь Жадановский прокомментировал ситуацию с конкурсом на осуществление пригородных и междугородних автобусных перевозок и рассказал о планах развития этого вида транспортного сообщения в республике.

По словам Игоря Жадановского, Госкомитет при формировании конкурсной документации для бесперебойного транспортного сообщения исходил из принципа соблюдения баланса интересов населения и перевозчиков. При этом преследовалась цель сохранения существующей маршрутной сети республики.

Чтобы сохранить маршрутную сеть, и тем самым обеспечить транспортную доступность самых малонаселённых и отдаленных поселков, Комитетом было принято решение объединить экономически привлекательные и убыточные маршруты. К примеру, на сегодняшний день по 23 маршрутам в республике движение не осуществляется, так как рейсы убыточны и желающих работать на них нет.

При этом, исходя из сложившейся сети автодорог республики, которая имеет два ярко выраженных направления с юга на север, а также с востока на запад, четыре лота объявленного конкурса были сформированы по направлениям движения: Северное, Суоярвское-Западное, Сортавальское-Южное, Восточное. В состав каждого лота включены маршруты, находящиеся в одном направлении по пути следования.

Экономически не привлекательные и, поэтому уязвимые с точки зрения транспортного обеспечения маршруты распределены между всеми лотами пропорционально (по 7-8 в каждом), чем обеспечивается баланс между экономическими интересами участников конкурса и стремлением организатора конкурса обеспечить транспортное обслуживание населения по маршрутам с низким пассажиропотоком.

По оценкам экспертов, в случае дробления имеющейся маршрутной сети на большее количество лотов, нежели четыре, возникнет дисбаланс между рентабельными и нерентабельными маршрутами, характеризующийся значительным снижением финансовых показателей от их эксплуатации, велика становится вероятность отказа перевозчика от выполнения отдельных нерентабельных маршрутов.

Для исполнения социально значимой функции перевозок в конкурсе предусмотрено и наличие минимально необходимого количества транспортных средств в каждом лоте. Комитет неоднократно сталкивался с устными обращениями перевозчиков, обслуживающих смежные маршруты регулярных перевозок, по поводу наложения графиков движения автобусов по маршрутам одного направления, в результате которого имело место практически одновременное отправление транспортных средств, принадлежащих разным перевозчикам. Подобные ситуации вместе с желанием прибыть на промежуточный пункт первым, преследуя исключительно коммерческий интерес, провоцируют перевозчиков идти на нарушения скоростного режима движения автобусов, что ставит под угрозу безопасность перевозок, создает угрозу жизни и здоровью пассажиров.

Объединение маршрутов, имеющих технологическую взаимосвязь в виде расписания движения и графика прохождения общих промежуточных остановочных пунктов, в один лот, исключит возникновение опасных аварийных ситуаций и будет способствовать обеспечению безопасности пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам.

По сведениям, предоставленным диспетчерской службой автовокзала Петрозаводска, за 2014 год по различным причинам были сорваны 383 рейса пригородных и междугородных маршрутов, зафиксировано 158 опозданий. Каждый из срывов рейсов сопряжен с ущемлением интересов жителей того или иного населенного пункта. Срывы рейсов в большей степени были вызваны техническими неисправностями автобусов перевозчиков и отсутствием, как правило, достаточного и необходимого количества резервного подвижного состава у участников рынка. Технологическая разобщенность, обусловленная в настоящее время осуществлением рейсов одним перевозчиком по маршрутам разных направлений, не позволяет перевозчикам своевременно реагировать на техногенные факторы и заменять на линии вышедшие из строя автобусы.

Предложенный подход формирования конкурсных лотов позволит устранить технологическую разобщенность, даст возможность перевозчику своевременно реагировать на любые внештатные ситуации на маршрутах одного направления, маневрируя при необходимости графиками и схемами движения транспортных средств на смежных маршрутах, что позволит обеспечить бесперебойность автобусного сообщения в Республике Карелия. К тому же, подобный подход имеет и большое социальное значение: при поломке автобуса на линии пассажиру не придётся второй раз оплачивать свой проезд к месту назначения, так как он воспользуется для продолжения поездки транспортным средством того же перевозчика.

Игорь Жадановский добавляет, что конкурсная документация составлена Комитетом таким образом, что любой из действующих перевозчиков вправе обеспечить свое участие в конкурсе путем консолидации автобусных парков двух или более перевозчиков, путем передачи автобусов либо в аренду, либо на основании договора безвозмездного пользования, с одновременным привлечением собственных транспортных средств или транспортных средств, приобретённых в лизинг одному из них, который сможет выступить в качестве участника конкурса.

"