О ситуации на продовольственном рынке Карели (интервью)

О ситуации на продовольственном рынке Карели (интервью)

О ситуации на продовольственном рынке Карели (интервью)

13 марта 2015, 12:34
Общество
О ситуации на продовольственном рынке Карели (интервью)

В условиях экономических санкций, введенных против России, девальвации рубля, произошли серьезные изменения на потребительском рынке страны, в том числе и Карелии. О том, как Министерство экономического развития республики проводит работу по контролю за ценовой ситуацией на продовольствие, недопущению серьезных всплесков цен, мы беседуем с начальником отдела торговой деятельности и лицензирования Галиной Соловьевой.

- В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации в целях обеспечения продовольственной безопасности с августа прошлого года мы проводим мониторинг динамики цен на 40 видов продукции, из которых 13 социально значимые, и оперативно предоставляем информацию в Министерство промышленности и торговли РФ. В прошлом году мониторинг был ежедневный, теперь – еженедельный. Вместе с тем, следует отметить, что Минэкономразвития всегда наблюдало за ценовой ситуацией на определенные группы товаров, прежде всего, первой необходимости. Мы проводим эту работу с участием органов местного самоуправления и сопоставляем данные, предоставляемые Карелиястатом.

Кроме того, с 13 августа в Министерстве экономического развития Карелии открыта «горячая линия», на которую граждане имеют возможность сообщить о фактах повышения розничных цен в конкретных предприятиях торговли на продукты питания. «Горячая линия» работала даже в новогодние каникулы. Полученная информация систематизируется специалистами Министерства экономического развития республики и направляется в Управление Антимонопольной службы по Республике Карелия для принятия мер реагирования.

- Какие еще принимаются меры Министерством экономического развития для удержания ценовой ситуации и обеспечения стабильности на продовольственном рынке?

- Специалисты отдела в постоянном режиме общаются с руководителями торговых предприятий, особенно с теми, кто оказывает непосредственное влияние на формирование цены, у которых расширенная и разбросанная торговая сеть. Мы постоянно ориентируем их на проведение политики сдерживания цен, хотя прекрасно понимаем, что розничная цена зависима от поставщика, оптового предприятия.

Ассоциация торговых предприятий Российской Федерации «АКОРТ» разработала Соглашение, которым предполагается зафиксировать на определенный период цены на социально-значимые товары. К Соглашению присоединились федеральные торговые сети «Лента», «Дикси», «Магнит», «Пятёрочка» и другие.

Министерство экономического развития Карелии также подготовило подобное Соглашение на уровне республики, которое сейчас находится на согласовании в Управлении федеральной антимонопольной службы по РК. После согласования с УФАС по Карелии Соглашение подпишут руководители федеральных торговых сетей, работающих на территории республики. К подписанию этого документа мы пригласим и региональные торговые сети.

Аналогичную работу мы проводим и с Карелпотребсоюзом, который осуществляет торговые услуги в основном на селе. Важно отработать механизм сдерживания цены. Если в городах или в районных центрах Карелии достаточно много магазинов, существует конкуренция, которая также регулирует цены, то в сельской местности, где зачастую один или два магазина, эту работу по сдерживанию цен особенно надо проводить.

- Как складывается ситуация на продовольственном рынке в этом году?

- По данным Карелиястат, в январе 2015 года инфляция на товары и услуги на потребительском рынке республики ускорилась до 4,5%, что соответствует аналогичному показателю по России – 4,6%. По продовольственной группе рост цен по Карелии несколько выше, чем по России. Это объясняется, прежде всего, тем, что Карелия весьма зависима от товарной массы из-за пределов республики. 80% продовольственной продукции к нам поступает извне.

В целом ситуация на потребительском рынке стабильная. Изменение цен на продовольственные товары в республике находится в пределах средних значений в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. В сравнении с регионами Северо-Западного федерального округа темпы роста розничных цен на наблюдаемые продовольственные товары ниже, чем в Калининградской, Псковской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге.

В феврале текущего года по 9 из 24 наблюдаемых групп продовольственных товаров, к которым относятся говядина, баранина, рыба, масло сливочное, яйца куриные, хлеб ржаной из муки, пшено, картофель, морковь, рост средних розничных был ниже, чем рост средних розничных цен, сложившихся в СЗФО от 0,5 до 10,9 процентных пункта.

По 7 товарным позициям рост средних розничных цен в республике превысил аналогичный показатель по Северо-Западу в пределах от 0,2 до 4,3%. В этот перечень вошли свинина, кура, масло подсолнечное, сахар-песок, чай, соль. Вместе с тем, средняя розничная цена на куру в республике составляет 135,8 руб. за килограмм, что на 6 рублей ниже, чем по Северо-Западу (141,8 руб.). Средняя розничная цена масла подсолнечного в республике ниже, чем в СЗФО на 4,1 руб. и составляет 93 руб.

- Цены имеют взаимосвязь с товарооборотом, складывающимся на той или иной территории. Что можно сказать о показателях по товарообороту республики?

- С 2009 по 2014 годы в Карелии сохранялись опережающие темпы развития товарооборота и у нас даже были чуть выше темпа роста этого показателя, чем в России и в Северо-Западном федеральном округе. Однако ситуация, которая сложилась с ценами с середины 2014 года, конечно, не могла не повлиять на развитие товарооборота в республике. За январь 2015 года оборот розничной торговли в Карелии в сопоставимых ценах в сравнении с аналогичным периодом 2014 года снизился на 3,2%, по России снижение составило 4,4%. Вместе с тем, предприятиями общественного питания за январь текущего года реализовано населению продукции собственного производства и покупных товаров на 294 млн руб., что на 4% больше уровня 2014 года.

- Как можно характеризовать покупательские предпочтения в сегодняшней ситуации?

- В Карелии доля продовольственной группы товаров в обороте розничной торговли всегда превалировала и составляла примерно 54%, сейчас же она достигла почти 60%. Изменения в потребительских предпочтениях населения повлияли на ассортиментный объем продаж продовольственных товаров в розничной торговле. В январе 2015 года зафиксировано снижение объемов продаж продовольственных товаров по мясу и мясопродуктам, рыбе, сахару, крупам, свежим овощам.

- Что хотелось бы отметить в завершение беседы?

- В канун Нового года в Российской Федерации принята новая Стратегия развития торговли до 2020 года. Министерством разработан проект плана мероприятий по реализации этого документа, который направлен в органы местного самоуправления, заинтересованным органам исполнительной власти, уполномоченному по правам предпринимателей, в Торгово-промышленную палату для обсуждения и внесения предложений. Важно, чтобы реализация Стратегии осуществлялась с участием бизнеса. В этой связи нельзя говорить только о ценовом мониторинге и «горячей линии», надо решать вопросы комплексно, включая развитие всех форматов торговли: нестационарной, мобильной. Все эти мероприятия должны повлиять и на ценовую ситуацию.

Сюжеты:
Статьи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter