Posted 11 ноября 2011,, 03:07

Published 11 ноября 2011,, 03:07

Modified 12 ноября 2022,, 09:28

Updated 12 ноября 2022,, 09:28

Дорожные миллиарды

11 ноября 2011, 03:07
Дорожные миллиарды

Давно известно, что в России две беды. И если с первой справиться трудно, то со второй – я имею в виду дороги – бороться пытаются. Одна из новых мер - создание в регионах Дорожных фондов. Это произойдет в 2012 году. Но поправки в региональные бюджеты, в том числе и карельский, сделаны уже сейчас.

Собственно говоря, создание Дорожных фондов – это возвращение к хорошо забытому старому. В 90-х годах они существовали в России, но потом их прикрыли – в том числе из-за коррупционности, заменив системой прямого финансирования дорог. Региональные фонды закрыли в 2003 году. Говорят, много денег уходило из этих фондов не на дороги, а в чьи-то карманы.

Закон о правовых основах создания федерального и региональных дорожных фондов приняла Государственная дума РФ 25 марта. Бюджетный кодекс дополнили новой статьей, которой закрепляется понятие дорожного фонда как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности.

Федеральный дорожный фонд формируют в составе федерального бюджета из двух частей: базового объема бюджетных ассигнований и прогнозируемого объема, включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и другие доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения. Также закрепляется в Бюджетном кодексе РФ с 1 января 2014 года нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей в федеральный бюджет по нормативу 28%, а в бюджеты субъектов РФ – по нормативу 72%.

Что же произойдет сейчас? Во-первых, уже можно сказать, что создание Дорожного фонда существенно влияет на параметры бюджета Карелии. Давайте зададим несколько несложных вопросов и постараемся ответить на них.

За счет чего будет формироваться фонд? Его источниками станут доходы от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. А также – транспортный налог. (Напомню, что транспортный налог сейчас идет в местные бюджеты. Значит, в будущем казне Карелии в чем-то придется сложнее, не сможем потратить эти деньги, скажем, на социальные нужды). То есть, участвовать в создании фонда будем все мы. В той или иной степени. Но особенно, конечно, автомобилисты. Их платежи теперь не растворятся в общем потоке, а направятся на ремонт и новое строительство дорог.

Сколько же предполагают получить от всего вышеперечисленного? В бюджете республики на будущий год запланировано, что эти доходы составят 2,5 миллиарда рублей. Или 14 процентов налоговых и неналоговых доходов Карелии. Согласитесь, немалая часть казны. А в дальнейшем суммы только увеличатся. В 2013 году – 2 миллиарда 669 миллионов, в 2014-м – 2 миллиарда 848 миллионов.

Таким образом, в 2012 году ассигнования на дорожную отрасль в Карелии вырастут более чем втрое. На финансовое обеспечение дорожной деятельности республики в этом году было выделено 728 млн. рублей.

Куда пойдут эти деньги? Планов много. Большую часть направят на обеспечение функционирования региональных и межмуниципальных автомобильных дорог (1 миллиард 998 миллионов 485 тысяч рублей в 2012 году).

На эти средства собираются реконструировать и строить дороги местного значения, мостовые переходы, ремонтировать участки дорог, обустраивать площадки для постов весового контроля, подходы к железнодорожным переездам, восстанавливать изношенное покрытие дорог.

Значительная часть средств Дорожного фонда рублей пойдет на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований в части обеспечения дорожной деятельности автодорог местного значения.

28 миллионов 169 тысяч рублей отправят на обеспечение деятельности учреждения, выполняющего функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автодорог регионального и межмуниципального значения. И, наконец, 154 миллиона рублей планируют отдать на обеспечение обязательных платежей от использования автодорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Карелии.

Как избежать подозрений в том, что новый фонд будет страдать бедой старого – станет находкой для коррупционеров? Видимо, основным принципом работы новой структуры должна стать максимальная прозрачность расходования средств. Проводить открытые тендеры на выполнение работ. Осуществлять контроль, аналогичный бюджетному. В идеале – любой из нас сможет узнать, куда идут деньги, выделенные на строительство дорог.

В таком случае есть надежда, что и дороги наши станут лучше, и деньги не пропадут. А насколько эффективно новое ведомство – давайте поговорим где-нибудь через год, когда придет пора подводить первые итоги. Кстати, в специально созданных федеральном и региональных дорожных фондах до 2020 года будет аккумулировано более 8 трлн руб. Весомая цифра!

"