Posted 10 июня 2021,, 10:10

Published 10 июня 2021,, 10:10

Modified 30 октября 2022,, 21:00

Updated 30 октября 2022,, 21:00

Как развивается навигационный рынок России

10 июня 2021, 10:10
Представление о времени и пространстве помогают нам ориентироваться в любом месте, прокладывать самый короткий удобный маршрут и просто рассчитывать время на дорогу. Координата стала краеугольным камнем целых отраслей экономики. Как и в каком направлении сейчас развивается российский навигационный рынок?

Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев считает, что сегодня навигация является некой «электрической розеткой» образца первых двух декад ХХ века. Она используется в производственном секторе, в быту и даже в обороне.

Как отмечает директор по развитию и совладелец «Форт-Телекома» Владимир Макаренко, знания, позволяющие понять, с какой скоростью и по какой полосе движется автомобиль из-за перекрестка, заменят системы мониторинга транспорта. При этом многие заказчики уверены, что покупка умной системы обходится слишком дорого, и проще нанять человека, который за невысокую зарплату будет решать те же самые проблемы.

Точных данных о размере навигационного рынка в России сегодня нет. Эксперты и участники отрасли оценивают его в 150 миллиардов рублей. Больше половины этой суммы приходится на системы мониторинга автотранспорта, а носимые навигаторы, например, туристические, занимают 20 процентов рынка. Такая же доля у систем навигации внутри помещений. Ещё два заметных сегмента: геодезия и картография, а также сельское хозяйство.

Большая часть рынка коммерческой навигации в России является импортной. Однако существует несколько сегментов, в которых отечественные производители также не уступают. В частности, это касается производства оборудования для систем экстренного реагирования в случае аварий. Впервые такая система была запущена в стране в 2015 году.

Маржинальность производства навигационного оборудования сегодня составляет порядка 10-12%. Получить большую прибыль можно с помощью программного обеспечения: крупные игроки рынка готовы предложить клиентам не только устройства, но и услуги по их обслуживанию, а также аналитику данных и консалтинг.

Сегодня спрос на российском навигационном рынке частично задаёт правительство, устанавливая нормы для крупных заказчиков: транспорта и промышленности. Однако проблема заключается в том, что и выполняют эти заказы нередко компании-производители электроники с госучастием. Дойти до сделки частному бизнесу пока трудно. Как считает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев, «малыши» должны сотрудничать с «большими» — и не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями.

Для развития сегмента высокоточной навигации необходима широкая сеть из базовых станций. Сегодня в России около 2500 таких станций, а требуется только в экономически развитой части страны — в десять раз больше. Государству в одиночку такую сеть быстро не создать. Для привлечения частного капитала необходимо ослабить регулирование этой части рынка. Проект поправок в отраслевые законы в минувшем апреле обсуждали в Торгово-промышленной палате.

«Не может быть навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности в России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности», — рассказал Максим Фатеев, вице-президент ТПП России.

"