Posted 10 марта 2017,, 13:00

Published 10 марта 2017,, 13:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

Каменное сердце железной дамы

10 марта 2017, 13:00
Каменное сердце железной дамы
Сюжет
Статьи

1 марта состоялся премьерный показ спектакля «Васса» в театре драмы «Творческая мастерская». На самом ли деле героиня стала «человеческой женщиной», или это только маска?

Васса Железнова - силища. Но жив ли в ней человек? Размышляем над спектаклем «Васса» по пьесе Максима Горького.

Начало весны ознаменовалось для меня тем, что я сходила на спектакль московского режиссёра Сергея Стеблюка по пьесе Максима Горького «Васса». До этого видела и слышала множество отзывов. Сходились зрители в одном: великолепная актёрская игра, масса эмоций, «силища» главной героини в исполнении Виктории Фёдоровой. Младшая дочь Людмила (Евгения Верещагина) называет ее «человеческой женщиной». А мне казалось, что это совсем не так. Я морально готовила себя к тому, что Васса в моих глазах будет другой. И я не ошиблась.

Спокойная (казалось бы) жизнь семьи Железновых нарушается цепью событий, повлекших за собой не один летальный исход. Цепляясь за шаткое благополучие семьи и стремясь скрыть позор, Васса Борисовна рушит её (рушит, конечно, не она одна, но суть от этого не слишком меняется). Васса отравляет своего мужа Сергея Петровича, когда тот оказывается замешанным в совращении малолетней, и ему грозит каторга. Но сначала она предлагает ему покончить с собой, и, лишь когда он отказывается, Васса, спасая честь незамужних дочерей, подсыпает мужу порошок. Тем самым семья избегает позора суда. Но на этом череда преступлений не заканчивается.

И где здесь человеческая женщина?

Да, где-то она может согнуться, едва ли не заплакать, кричать. Но все равно внутри – стержень, острый, колючий, вставленный прямо в сердце. При каждой попытке дать слабину он колет и напоминает о себе. Помните сцену разговора, где Сергей Петрович швыряет стул? Я вздрогнула тогда. А она? Она даже не шелохнулась. И когда травила, тоже. Почему она так отталкивает своих, казалось бы, любимых дочерей? Она боится почувствовать укол в сердце. Она старается аккуратно жить, стараясь не задеть его. Но это боязнь человеческая. Как будто бы мы боимся обжечься о чайник, поэтому надеваем прихватки. Посмотрите на образ, даже он её ограничивает и подчеркивает её силу, силу человеческую, способную свернуть горы.

А голос, манеры? Она – «каменный гость» в этом мире людей, поэтому, возможно, и ушла так рано... Правильно сказал Михаил Булгаков: «Человек смертен, и это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус». Васса знала, что уйдёт. А близкие нет. И как они теперь без неё? В голове носилась мысль о том, что она специально так поступила. Как будто разжала кулак, и песчинки медленно посыпались - уже никому не нужные дети, прислуга, гости, дело жизни - управление пароходством...

И что дальше? Тёмная во всех смыслах сцена с пальто, где она сидит на стуле спиной к зрителям, когда снимает его и уходит - это словно некое прощание и скидывание с себя некого груза – семьи, дел. Она не вздохнула спокойно, но больше её ничто не тронет. «Человеческая женщина»?

Фотографии предоставлены театром драмы «Творческая мастерская»

Автор фото: Игорь Подгорный

"