«Нет времени объяснять, иди работай»

«Нет времени объяснять, иди работай»

9 сентября 2017, 12:13
Общество
«Нет времени объяснять, иди работай»

С началом учебного года можно поздравлять не только школьников, но и учителей. Для некоторых – это начало рабочего года, волнение и знакомство с новыми учениками. Быть молодым педагогом непросто, но, несмотря на трудности, карельские специалисты идут в школы. Мы решили пообщаться с молодыми учителями, которые работают или ушли из школ и выяснить все плюсы и минусы профессии.

Юлия Козина проработала учителем русского и литературы полтора месяца в школе № 29. За этот короткий срок она успела многое для себя осознать. Сейчас она работает в ПетрГУ, преподаёт шведский язык для студентов. В феврале Юлию пригласили как учителя на замену вести уроки в 6, 7, 8, 10 классах. За короткий срок ей надо было выучить 105 имён и найти подход к детям разных возрастов.

Тяжело ли справляться с детьми? Как ты с ними справлялась?

- Кому-то из учителей проще со старшими, кому-то с младшими. Мне было сложнее работать с девочками, чем с мальчиками, они по развитию постарше. У меня были классы, где в основном учились мальчики.

Классы сложные, доводили меня до слёз. Если спросить - какой был самый любимый класс, не могу ответить. Я сама недавно окончила университет и мне проще общаться с ребятами постарше, плюс они более спокойные, сознательные. С другой стороны они считают себя со сформировавшимся характером. Заставить их читать литературу, было просто невозможно, и у меня не было такой задачи. Я рассказывала интересные моменты из биографии писателей. Если кинуть провокацию – то она больше потянет куда-нибудь дальше получать информацию. Но пообщавшись с ребятами, я поняла, что они чем-то интересуются, что-то читают, понятно, что не школьную программу. С 10 классом мы общались на равных, на «вы». Они удивлялись. Сейчас я понимаю, что наверно нельзя было так делать - общаться на равных, но я не психолог, может в этом проблема – в университете не хватило уроков по психологии.

На уроках литературы в 6 классе ребятам нравилось читать вслух с интонациями. Там было больше читающих ребят, к тому же по программе шли короткие рассказы. Каждый урок начинался с чтения. Был в классе один гиперактивный мальчишка, не мог долго усидеть на месте, постоянно отвлекался. Я пришла к выводу, что на него можно вообще не реагировать. Один раз, когда я читала какое-то произведение Шукшина, ребята с задних парт стали что-то говорить и этот мальчик повернулся к ним и говорит: «Тихо, даже мне интересно стало».

Сложнее всего было с 7-8 классами – там переходный возраст, когда презервативы летают по классу и включают музыку. Был там один ученик, с которым мы потом начали общаться в контакте. Он спросил, какое у меня впечатление об их классе, я ответила и обратный вопрос задала - какое у них было впечатление, когда я пришла. Он сказал: «Мы посмотрели и сразу представили, как будем выносить вам мозг. Как будем над вами издеваться и как вам будет плохо». Потому что понятно дело, учитель молодой, значит мягкий и спокойный. Возможно моя ошибка, что я очень лояльный человек, но я считаю, что орать на чужого ребёнка неправильно, я бы не хотела, чтобы кто-то орал на моего ребёнка. Хотя иногда были моменты, что я срывалась и повышала тон, но никакого эффекта от этого не было. Это ещё и потому что я недостаточно их старше и статуса никакого не приобрела. Решила, что вместо криков буду писать докладные. Один раз учителя меня за это даже поблагодарили.

Ребёнку надо не только понравиться, а ещё объяснить - зачем изучать язык, на котором и так говоришь? Зачем читать Достоевского и Гоголя? Поэтому в 7-8 классе я решила провести анонимный опрос «Почему вы не хотите изучать русский язык и литературу? Что бы вы хотели изменить?» Прочитав ответы, я увидела детей с другой стороны. В итоге отношения наладились.

С отличниками было сложно, они меня напоминали - знают больше чем школьная программа. У них всегда всё написано и сделано. Некоторые учителя действуют по принципу – есть костяк класса, с ним и буду работать. А это плохо. Я привлекала тех, кто молчал, отвлекался. Чтобы отличники чувствовали себя значимыми – ставила их наставниками над двоечниками. С некоторыми ребятами мы договаривались - вы мне не мешаете, и я вас не трогаю. Поэтому надо искать компромиссы.

Из-за того что есть определённые статусы среди детей я поняла, что для того чтобы их усмирить иногда надо пошутить. Так я дала прозвище одному мальчику. Хотя, конечно, это не совсем педагогично. Тут надо не перегнуть палку. Но были моменты, когда например, мальчики болтают, а я им говорю: «Что это за парочка на последней парте?» Все хи-хи да ха-ха. Раз привлекли внимание, два – уже молчат. К тому же шутки в классе атмосферу разрежают. Когда я уходила, дети просили остаться, аргументируя: «Вы хоть нас подкалываете».

Какие секреты профессии ты можешь рассказать? Может, разработала свои методы?

Надо идти в ногу со временем. Вы просто изучите, чем дети увлекаются: блоги, рэп батл. Почему бы не объяснить склонение сложных числительных на примере песни «Pen Pineapple Apple Pen»? У нас нет 6 и 10, получается «шести десяти» и так по всем спряжением. Как в 10 классе запомнить верные ударения в словах «апостроф» и «обеспечение»? Я использовала слова из современных популярных песен, которые слушают школьники - там очень много орфоэпические ошибок.

Какой должен быть хороший учитель?

У хорошего учителя должна быть интуиция к детскому поведению, азы психологии (лучше иметь психологическое образование), артистизм (первый день в школе я играла роль учителя, это помогало справиться со стрессом), инициативность, толерантность, мобильность и гибкость (рабочие программы надо менять под каждый класс).

Не могу сказать, что учитель моё призвание, но я бы вернулась в эти же классы в эту же школу, если бы меня пригласили, не смотря на то, что они меня выводили. Однако эта работа стимулирует к изменениям. Ура – у меня есть проблема, надо её преодолеть.

Полный текст беседы читайте в материале Дины Тозан «Откровения молодых карельских учителей или как выжить в школе».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter