Posted 9 июня 2017, 07:35
Published 9 июня 2017, 07:35
Modified 12 ноября 2022, 08:00
Updated 12 ноября 2022, 08:00
На днях в ПетрГУ прошёл круглый стол на тему «Новые документы о советских военнопленных на территории Медвежьегорского района в период финской оккупации (1941–1944 гг.)». Историки, общественники и журналисты были свидетелями развернувшейся жаркой дискуссии.
Жителям Карелии известно, что в урочище Сандармох, который находится в Медвежьегорском районе, есть «страшное» место. Место от которого становится не по себе, где хочется долго стоять и думать о силе человеческой жестокости.
В 1997 году здесь обнаружили массовые захоронения узников сталинских лагерей и репрессированных жителей Медвежьегорского района. 236 братских могил представляют собой провалы земли прямоугольной формы. В них были найдены черепа с круглыми отверстиями в затылочных частях и фрагменты костей, которые отправили в бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РК. Эксперты пришли к выводу, что эти кости пролежали в земле не менее пятидесяти лет. Все они принадлежат десяткам невинно убитым мужчинам. Круглые отверстия в черепах - следы пуль. По архивным данным, всего было расстреляно более семи тысяч человек: рабочих, крестьян, служащих, деятелей культуры и искусства, служителей культа и военных.
Это самое большое на Северо-Западе России многонациональное захоронение жертв кровавых политических репрессий 1937-1938 гг. Известно, что в урочище Сандармох было уничтожено 3,5 тысячи жителей Карелии, около 3 тысяч заключенных Белбалткомбината, 1111 заключенных Соловецкого лагеря особого назначения («Большой соловецкий этап»).
Недавно появилась ещё одна версия того, кто мог быть похоронен в урочище помимо репрессированных. По мнению известного специалиста в Карелии по проблемам советско-финляндских отношений периода второй мировой войны Юрия Килина и директора института истории политических и социальных наук Сергея Веригина, здесь могут покоиться пленённые финнами русские.
- Эта версия появилась полгода - год назад, когда были рассекречены документы государственных и ведомственных архивов по финским лагерям на территории оккупированного Медвежьегорского района в период войны. Это документы народного комиссариата внутренних дел СССР и военной контрразведки «Смерш», мы получили возможность с ними ознакомиться, - рассказывает доктор исторических наук Сергей Веригин.
По словам Сергея Веригина, всего в период ВОВ на территории оккупированной Карелии было 6 финских концлагерей. Из рассекреченных документов историки узнали, что финны решили облегчить себе задачу и использовали уже созданные лагеря НКВД 30-х годов и акты НКВД по содержанию советских военных.
- Только японско-немецкие концлагеря могли конкурировать с финскими по условиям содержания. Самыми страшными были лесные лагеря. Район Масельгского перешейка от Сегозера до Онежского озера или Повенца, если ещё точнее. В них военнопленные занимались заготовкой леса в тех же самых лесопунктах ГУЛАГа, которые были здесь и в советское время. Финны не строили новые бараки для военнопленных, используя оставленные ГУЛАГами, - рассказал Юрий Килин.
В плену у финнов находились 64 тысячи советских солдат. Из них около 34% погибло. По официальным финским данным число погибших оценивается в 22 тысячи. Кто-то умирал от голода или от болезней, но многих расстреливали. Красноармейцев убивали не только немецкие военнослужащие и военная полиция, но в некоторых случаях и финны.
- Людей хоронили в таких же точно, как в Сандармохе, расстрельных ямах в районе Алакуртти в нескольких точках, - рассказывает Юрий Килин.
По одним сведениям, в Медвежьегорском районе могли быть расстреляны около двух тысяч военнопленных. По другим - несколько десятков. Разногласия в цифрах вызвал спор между историками, дошло чуть ли не до оскорблений.
Объединяет спорящих лишь мысль о том, что поиском их захоронений никто не занимается, а военнопленные такие же солдаты, которых надо уважать и чтить.
- Тем, кто погиб в лагерях вообще не повезло. Людей хоронили в больших воронках от авиабомб. Этих людей надо было бы найти и по нормальному похоронить и по иудейскому, и по православному, и по мусульманским обрядам. Лет 20 назад я ехал из Костомукши в Петрозаводск, мой сосед сказал – что некому нет дела, что под одним камнем лежит 5 тысяч советских военнопленных без единого имени, - говорит Юрий Килин.
Не исключено, что финны хоронили убитых там же, где НКВД хоронило политических заключённых. Юрий Килин и Сергей Веригин считают, что часть военнопленных могла быть захоронена в Сандармохе.
- Мы не коем мере не бросаем тень на Сандармох, как на место захоронение политических заключённых. Действительно там были расстрелы и захоронены жертвы политических репрессий. Там могут быть наряду с жертвами политических репрессий и наши советские военнопленные, - считает Сергей Веригин.
С его мнением категорически не согласен Председатель Союза поисковых отрядов Карелии Александр Осиев. Поисковик, показывая на карту, утверждает, что в Сандармохе не могли быть захоронения: мешала линия фронта, за которую никого не пускали.
- Мы видим границы, за которых никого не пускали. Это фронтовая зона, здесь гражданским делать нечего. Мы же помним, что все советские граждане были выселены из фронтовой зоны. Вы поймите, что финны не заморачивались куда хоронить военнопленных, их не считали за людей. Как правило, где хоронили? Рядом. В лагере № 16 в Импилахти хоронили в 100 метрах от барака, в лагере №17 в Олонце за забором, в Кутижме – в 78 шагах от бараков. В Медвежьегорске – на кладбище, чтобы не было эпидемии. Действительно финны не могли их вести на подводах, на машинах: фронтовая дорога забита техникой, узкая. Чтобы везти еще хоронить в Сандармох за 19 км от Медвежьегорска?
Ещё один факт, о котором рассказал Сергей Веригин, благодаря рассекреченным документам и материалам стало известно то, что советские военнопленные были привлечены к строительству финских военных укреплений в Медвежьегорске, несмотря на то, что сами финны отказались признать этот факт, апеллируя тем, что это был секретный объект и работали на нём только финские военные и рабочие.
class="gallery">
По мнению Александра Осиева, и здесь кроется ошибка.
- Во-первых, объект был секретный, на него не пускали посторонних лиц, чтобы русские не узнали, что строят. Во-вторых, как они могут быть военнопленными, если в любой момент можно сбежать? В-третьих, в показаниях военнопленных никто не рассказал о том, что внутри укреплений, только общие черты. Рабочие батальоны, которые строили, почему-то ошибочно принимают за военнопленных. Я не случайно привёл архивные данные: центральный архив министерства обороны – вот откуда я брал эти доносы военнопленных. А предыдущие ораторы использовали допросы военнопленных, которые взяли из ФСБ. И не факт, что красноармейцы были застрелены именно в этих местах.
В точности данных источников убеждены две спорящие стороны, поэтому участники круглого стола пришли к выводу, что следует объединить силы историков, общественников и поисковиков и создать рабочую группу, которая займётся поисками останков расстрелянных как в Сандармохе, так и в других местах, где были возможные захоронения и установят монумент погибшим красноармейцам.