Posted 9 апреля 2013,, 09:20

Published 9 апреля 2013,, 09:20

Modified 12 ноября 2022,, 09:15

Updated 12 ноября 2022,, 09:15

Реализация программы «Друзья Зиппи»

9 апреля 2013, 09:20
Реализация программы «Друзья Зиппи»
Сюжет
Статьи

О том, как программа «Друзья Зиппи» по профилактике психического и эмоционального здоровья детей развивается в Карелии, расскажет Илона Кошелева, директор АНО «Содействие».

- Как Вы узнали о существовании международной программы?

- Во время поездки в Исландию и Норвегию в рамках проекта «Расширяя границы – объединяя людей» при финансовой поддержке Совета Министров Северных стран в 2010 году мы узнали о том, что эти страны очень большое значение уделяют психическому здоровью своего населения, как взрослых, так и детей. Программа «Друзья Зиппи», подтвердившая свою эффективность в области профилактики психического/эмоционального здоровья детей 5-7 летнего возраста в ходе различных исследований, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения, вошла в пакет государственных мер в области профилактики психического здоровья населения.

Программа дополнительного образования «Друзья Зиппи» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и призвана помочь детям в развитии их социальных навыков и умения справляться с трудными ситуациями. Как показывает опыт, наиболее эффективно ее применение для детей подготовительных групп детских садов и для первоклассников общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Согласно различным международным исследованиями, программа не только учит детей преодолевать повседневные трудности, подготавливая детей к школе, но также способствует улучшению академической успеваемости детей, созданию благоприятного психологического климата в классе, снижению гиперактивности и поведенческих проблем. Программа базируется на теоретической концепции о копинг-стратегиях, разработанной С. Фолькман и Р. Лазарус.

Согласно Р. Лазарусу, стресс – это состояние дискомфорта, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, необходимых для их реализации. Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния является важным навыком для каждого человека.

Копинг – одно из центральных понятий в сфере психологии стресса и адаптации. Этот концепт помогает понять сущность адаптивности и дезадаптивности человеческого поведения, т.к. не только стресс является существенным фактором снижения продуктивности человека, дисфункциональности его состояния, но и то, как человек справляется со стрессом и трудностями.

Среди базисных копинг стратегий выделяют:

1) копинг-стратегию «разрешения проблемы» - это активная поведенческая стратегия, для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Она помогает находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, способствуя сохранению психического и физического здоровья. .

2) копинг-стратергию «поиск социальной поддержки» - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3) копинг-стратегию «избегания» - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем (уход в болезнь, употребление психоактивных веществ, суицид.альное поведение). Эта стратегия позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение. Копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах. Она является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения .

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Очень часто причины употребления психоактивных веществ тесно связны с неумением справляться с жизненными стрессовыми событиями, наличием неадаптивных копинг-стратегий.

Программа «Друзья Зиппи» была изначально разработана как международная. В настоящее время 28 стран мира, включая Российскую Федерацию (Республика Карелия, Мурманск, Санкт-Петербург, Ленинградская область), успешно используют эту программу.

- В какой форме подается материал?

- Программа «Друзья Зиппи» основывается на шести историях с общей сюжетной линией и героями: Мишей, Лизой и Жанной, их родителями и друзьями, а также их маленьким другом - насекомым-палочником Зиппи.

В течение 24 академических часов занятий дети изучают темы, посвященные эмоциям, взаимоотношениям, разрешению конфликтов, и через многие ежедневные трудности, с которыми сталкиваются главные герои историй, дети учатся находить полезные стратегии для решения проблемных ситуаций. Очень важным является то, что детям не даются готовые решения. Необходимо отметить, что критерием для определения «полезности» предлагаемого ребенком решения является следующий: «1. Это решение должно позволить изменить ситуацию к лучшему или помочь мне самому почувствовать себя лучше. 2. Это решение не причинит вреда мне самому или кому-либо другому.»

В ходе выполнения заданий, обсуждений в рамках структурированной снабженной методическими рекомендациями программы дети разыгрывают сценки, делятся своим опытом и своими чувствами.

Программа разработана по принципу «от простого к сложному». Материалы программы состоят из детальной инструкции для педагогов, цветных приложений и постеров и иллюстраций к историям. Каждая из 6 историй сфокусирована на основной теме, важной для умения справляться с трудностями: эмоции, коммуникации, дружба, разрешение конфликтов, изменения и потери. И, наконец, итоговый модуль повторяет и интегрирует полученные знания. Дети работают над этими темами в ходе рисования, ролевых игр, выполнения упражнений, обсуждений.

Занятия с детьми проводятся исключительно на добровольной основе, с письменного информированного согласия одного из родителей.

Работать с детьми по программе «Друзья Зиппи» имеют право учителя, прошедшие специальный двухдневный курс обучения и получившие методические рекомендации с разработками занятий. Родители детей также получают информационный буклет, в котором рассказано о содержании обучения, формах и методах работы с детьми. Также родители в ходе обучения детей получают от педагога набор упражнений, которые они могут делать дома вместе с детьми. Информационный буклет для родителей, как и методические рекомендации для педагогов переведены на 23 языка.

Начиная с 1997, программа «Друзья Зиппи» помогла уже более 700,000 детей во всем мире. В настоящее время программа ведется в детских садах и школах в 26 странах: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Канада, Чили, Коста Рика, Дания, Эль-Сальвадор, Исландия, Индия. Ирландия, Литва, Маврикий, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Панама, Перу, Польша, Россия (Республика Карелия, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Мурманск), Сингапур, Тринидад и Тобаго, Великобритания, США, Уругвай, Вьетнам.

Проблема, на решение которой направлена программа «Друзья Зиппи», одобренная ВОЗ:

Напряженная социальная, экономическая, экологическая, демографическая обстановка в современной России не могла не сказаться негативно на психологическом состоянии маленьких граждан. Год от года ухудшается эмоциональное благополучие, а вместе с ним и эмоциональное здоровье подрастающего поколения. Увеличивается число детей, ощущающих себя в жизни несчастными и ненужными. Растет количество детей, страдающих неврозами, а также детей с девиантными формами поведения.

Исследования экспертов ВОЗ в области здоровья и психосоциального развития детей и анализ данных, полученных в различных странах, убедительно показали, что нарушения здоровья связаны не столько с соматическими заболеваниями и дефектами физического развития, сколько с неблагоприятными социальными факторами и условиями, оказывающими на психику ребенка стрессовое воздействие.

В настоящее время довольно важной медико-социальной проблемой является изучение психологической адаптации человека к условиям окружающей среды. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям человека. Одним из психологических механизмов адаптации человека к изменившимся условиям является его совладание с возникшими трудными ситуациями. Многие авторы, изучающие причины употребления психоактивных веществ, приходят к выводу о том, что оно тесно связно с жизненными стрессовыми событиями и неумением личности справляться с ними. Вследствие этого, можно предположить наличие взаимосвязи между неумением личности совладать со стрессом и развитием у нее дезадаптивного копинг-поведения, одной из разновидностью которого является аддиктивное поведение.

Следственный комитет России возбудил в прошлом году 14,5 тысячи уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних.

Об этом сообщил председатель СК России Александр Бастрыкин на совместном заседании Общественного совета при СК и Консультативного совета по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Кроме того в 2012 году было возбуждено 561 дело по убийствам несовершеннолетних, 450 - по фактам причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе в 58 случаях - повлекшего смерть, 1 241 уголовное дело по фактам изнасилований, остальные - по фактам других насильственных действий, в том числе сексуального характера.

- Только за прошлый год органами внутренних дел разыскивались 13,5 тысячи несовершеннолетних. Это целый поселок городского типа. Многие, к счастью, нашлись.

Но среди пропавших почти 4 тысячи - это дети в возрасте до 14 лет. Почему они убегают? - задал вопрос себе и общественникам Александр Бастрыкин.

По его словам, ситуация в России с неблагополучием несовершеннолетних очень тревожная. Отдельно он выделил тему детских самоубийств.

- По числе детских суицидов мы, наверное, на первом месте в мире. У нас дети прыгают из окон, вешаются, режут вены... Надо что-то делать не только силами принуждения, но прежде всего силами общественного мнения, - констатировал Бастрыкин.

- Какие случаи из практики Вы могли бы рассказать нашим читателям?

- Из практики карельских учителей можно привести несколько примеров того, как программа помогла детям:

1. В одной из школ г. Петрозаводска на одном из первых занятий по программе «Друзья Зиппи» детям было предложено нарисовать ситуацию, когда они чувствовали себя счастливыми или несчастными. Один ребенок, нарисовав рисунок, скомкал его, а после занятия выбросил в мусорную корзину. В ответ на предложение учителя рассказать, что его так взволновало, ребенок промолчал. Когда дети разошлись, учитель достала скомканный рисунок, развернула и увидела, что там нарисован сам ребенок, одиноко стоящий в стороне от мамы, которая держит на руках младшую сестренку. Учитель побеседовала с мамой, которая, как оказалось, даже не догадывалась о ревности, которую испытывает старший ребенок. После этого мама стала чаще приходить за ребенком в школу, посещать праздники. Ребенок на глазах «расцвел», стал лучше учиться, стал более веселым и общительным с одноклассниками.

Другой случай произошел тоже в Карелии. Так сложилось, что ребенку никто не рассказал, куда «пропала» его мама. Родственники не считали возможным в течение года сказать ребенку, безнадежно ждущему свою маму, о том, что она умерла. Ребенок был замкнут, с трудом осваивал программу первого класса, поскольку мысли о собственных проблемах не позволяли ему слышать объяснения учителя. После модуля «Перемены и потери» этот ребенок впервые подошел к учителю и поделился своим открытием: «Я понял: моя мама умерла». После этого он стал открыто общаться с педагогом, у него улучшилась академическая успеваемость.

Эти и другие примеры ярко иллюстрируют, как тонко работает программа «Друзья Зиппи», позволяя учителю лучше понять детей, родителям скорректировать свое поведение на благо своего ребенка на самой ранней стадии, не доводя до глубоких нарушений, требующих коррекционного вмешательства психолога или психотерапевта. Как подтверждает практика, программа «Друзья Зиппи» повышает психологическую и личностную компетенцию педагогов, дает им возможность лучше понимать детей и быть с ними рядом в ситуации, требующей поддержки взрослых.

- Как Вы взаимодействовали с чиновниками при внедрении программы?

- С самого начала эта программа получила положительные рецензии двух вузов и была рекомендована к апробации в Карелии решением расширенного состава ученого совета ГОУ РК ИПК РО.

Также была проведена Карельской Государственной Педагогической Академией независимая оценка эффективности программы. Оценка эффективности программы основывалась на данных, полученных в результате психологического тестирования детей, их родителей и учителей. Опрос каждого из участников исследования проводился дважды: в начале и после завершения программы. Также сравнивались результаты контрольной и экспериментальной групп.

Полученные в ходе исследования данные позволили установить, что в результате обучения по программе уменьшилось количество поведенческих проблем и трудностей у детей, увеличилась просоциальная направленность детей. По оценкам учителей у детей-участников программы повысилась академическая успеваемость: дети стали лучше усваивать и воспроизводить учебный материал, повысился уровень сложности заданий, с которыми могут справляться дети; уменьшилось число случаев социальной изоляции, проявлений неприязни к детям со стороны сверстников (насмешки, оскорбления и т.п.) и значимо чаще стали заметны проявление позитивных отношений (сочувствие, доброта, помощь) друг к другу, повысился уровень сформированности социальных компетенций (умение слушать, объяснять и др.).

Исследование не выявило каких-либо негативных эффектов, вреда психологическому здоровью детей, участвовавших в программе «Друзья Зиппи».

Экспертиза программы «Друзья Зиппи», проведенная в январе 2013 года в Республике Карелия по инициативе Министерства образования подтвердила, что программа дополнительного образования «Друзья Зиппи» соответствует действующим документам:

1) «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, письмо от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»);

2) Методическое письмо Министерства образования РФ от 24 апреля 1995 года № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации».

Эксперты пришли к мнению, что программа «Друзья Зиппи» может быть рекомендована к использованию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Заместитель министра образования Республики Карелия Т.В.Васильева, подводя итоги заседания членов экспертной комиссии 28 января 2013 года, сделала следующий вывод: «Все экспертные заключения говорят о том, что программа соответствует, не противоречит существующему законодательству в области образования и всем требованиям, которые предъявляются.»

- Какие планы развития в РФ?

- Мы надеемся в ближайшее время уделять внимание развитию системы ранней профилактики средствами программы «Друзья Зиппи» на Северо-Западе России. В этом нам большую помощь оказывает Министерство Здравоохранения Норвегии, где программа «Друзья Зиппи» поддерживается государством и проводится во всех детских садах и школах страны. На настоящий момент нами обучено 70 педагогов из 28 образовательных учреждений и около 1400 детей. Мы хотели бы, чтобы программа и дальше могла помогать нашим российским детям. Ведь то, в каком мы обществе будем жить через 10-20 лет, зависит от нас самих и от наших детей.

- Какие советы Вы могли бы дать тем директорам, которые хотели бы принять участие в программе?

- Реализация программы «Друзья Зиппи» не требует каких-либо финансовых вложений от школы, кроме платы за краткосрочное повышение квалификации педагога, включающую иллюстративные и методические материалы программы. Поэтому она доступна всем без исключения школам. Школы и детские сады обычно включают эту программу в расписание. В то же время, для нас самый важный принцип – это принцип добровольности детей и их родителей для участия в занятиях. Идеально, если в школе есть кабинет, позволяющий детям заниматься, не двигая парты (занятия проводятся в кругу), где достаточно места для подвижных игр. Принимая во внимание, что программа международная, у школ есть возможность установить дружеские отношения со многими зарубежными школами и организовывать обмен опытом для преподавателей. Так, нами уже организована стажировка для 10 карельских педагогов в Вильнюсе в декабре 2013 года. В апреле 2013 года наши педагоги поедут в Осло для обмена практическим опытом с норвежскими педагогами (10 человек).

Осенью 2013 года планируется выезд в Гаагу для желающих обменяться опытом с голландскими педагогами.

По вопросам реализации программы «Друзья Зиппи» можно обращаться: zippy.russia@gmail.com или по телефону +7 921 018 79 97

"