Posted 8 февраля 2012,, 09:07

Published 8 февраля 2012,, 09:07

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Инвестиции в экономику: слова и дела

8 февраля 2012, 09:07
Инвестиции в экономику: слова и дела

Как Карелия потеряла 40 миллионов евро и 500 новых рабочих мест.

26 октября прошлого года в правительстве Карелии состоялось заседание Межведомственной комиссии по размещению и развитию производительных сил на территории республики. В заседание участвовали главы нескольких районов, министры республиканского правительства, заместитель главы Карелии Валентин Лунцевич, а также потенциальные инвесторы. Первым же номером рассматривался вопрос о строительстве в Кеми новейшего лесопильного завода с установкой линии по производству клееного бруса. Создать это предприятие на базе погибшего Кемского ЛДЗ собиралась австрийская компания «Биндерхольц», объем инвестиций планировался в размере 40 миллионов евро, и к 2014-му году на предприятии должно было быть создано свыше 500 новых рабочих мест. Мало того, создание этого завода позволило бы вдохнуть новую жизнь в умирающие леспромхозы и лесные поселки на депрессивных северных территориях. Поэтому неудивительно, что и главы районов, и руководители республики дружно поддержали начинание: по итогам совещания было принято решение о поддержке инвестиционного проекта.

Однако уже 22 декабря на имя всё того же Лунцевича от председателя правления компании «Биндерхольц» Ханса Биндера поступило официальное сообщение о том, что австрийцы решили не продолжать работу по приобретению активов в Кеми. Конечно, эта горькая пилюля была подслащена всеми приличествующими случаю реверансами, однако легче от этого не стало – один из самых перспективных инвестиционных проектов на территории Карелии так и не будет реализован. Что же такого случилось в эти два месяца, что австрийцы решили полностью свернуть работу в Карелии?

Первые шаги сделаны

«Биндерхольц» - крупнейшая компания в Австрии по переработке древесины. Ежегодно она перерабатывает около 3 миллионов кубов. Основные виды выпускаемой продукции: пиломатериал, погонажные изделия, клеёные щиты. Особой популярностью в Европе пользуются клеёные балки компании, которые активно используются при жилищном строительстве. При этом австрийцы, при прочих равных, всегда отдавали предпочтение древесине из северных районов планеты – суровые климатические условия дополнительно укрепляют деревья, и потому нет ничего удивительного в том, что уже с 2007 года руководство компании начало искать возможности для размещения производства на территории России. Поближе к искомому сырью. Известно, что австрийцы прощупывали почву в нескольких регионах страны, в частности, встречались с правительством и деловыми кругами Татарстана, но в конечном итоге остановили свой выбор на Карелии. А конкретнее – на Кеми.

Кемь устроила австрийскую компанию сразу по нескольким показателям: во-первых, это крупнейший транспортный узел, объединяющий и железную дорогу, и фактически незамерзающий порт, откуда выпущенная продукция могла бы морем доставляться в немецкие и скандинавские гавани. Во-вторых, под рукой была сырьевая база – умирающие леспромхозы с удовольствием бы поставляли древесину на новый завод. Главной опорой предприятия должен был стать Пяозерский леспромхоз (австрийцы даже были готовы погасить 70-миллионную задолженность предприятия перед бюджетами), определенные объемы древесины закупались бы также в Калевальском и Беломорском районах. В третьих в Кеми, после закрытия ООО «Кемский ЛДЗ» еще сохранились рабочие кадры, не растерявшие квалификацию. Кстати, именно на базе ЛДЗ и предполагалось создать новый завод. Австрийцев не интересовало устаревшее оборудование, однако они собирались приобрести землю и всю сопутствующую инфраструктуру. О серьезности намерений инвестора говорит и то, что в конце сентября была создана дочерняя структура австрийской компании – ООО «Биндерхольц», с уставным капиталом в 4 миллиона рублей. Был набран штат предприятия, открыты все необходимые счета, новая фирма начала заключать контракты с будущими партнерами.

После этого в правительстве состоялось то самое совещание, на котором австрийцы официально заручились поддержкой и местных, и республиканских властей.

Неприятные сюрпризы

Однако в ходе реализации проекта возникло сразу несколько неожиданных препятствий.

В частности, австрийцы столкнулись с тем, что кемские энергетики не смогли предоставить им фиксированную стоимость электроэнергии на объем в 5 мВ без дополнительных платежей. Названная же сумма дополнительных сборов оказалась примерно на 35-40% выше, чем в соседних районах Карелии.

Неожиданностью для «Биндерхольца» стало и то, что они не могут приобрести в собственность часть объектов на территории бывшего Кемского ЛДЗ – они находятся в 500-метровой зоне на берегу моря, и по российскому законодательству могут быть лишь сданы в аренду. Между тем, для австрийцев решающее значение имело полное приобретение всего инфраструктурного комплекса предприятия.

Но главным, пожалуй, стало то, что австрийцы поняли – они могут остаться без Пяозерского леспромхоза, который должен был стать основным поставщиком сырья на новое предприятие. И вряд ли это можно оценивать как каприз со стороны австрийцев: на наших глазах разворачивается печальная хроника пикирования Сегежского ЦБК, который в результате нехватки денег остался сначала без сырья, а теперь и вовсе без работы.

Поэтому понятно, что для инвестора наличие лесосырьевой базы является критическим, и австрийцы готовы были рассматривать ООО «Кемский ЛДЗ» и ОАО «Пяозерский ЛПХ» исключительно как единую коммерческую единицу, платить за которую они были готовы только в связке.

- Надо еще и учитывать предпринимательскую культуру австрийского бизнеса, предельно далекую от привычной нам «мутной водицы», - рассказывает представитель «Биндерхольца» в Карелии Владимир Матросов, к которому мы обратились за комментариями. Приведу простой пример: на территории ЛДЗ находится два производственных бассейна, которые в новой технологической цепочке будут не нужны. Чтобы сделал наш бизнесмен, в этом случае? Просто подогнал бы ночью КАМАЗы с песком, да и засыпал ненужные объекты.

Но австрийцы так не могут. Они взяли пробы воды из бассейнов, заказали дорогостоящую экологическую экспертизу и оплатили создание экологически ориентированного проекта по официальному закрытию данных объектов. И вот эти люди предельно законопослушные, никогда и не при каких условиях ни идущие на конфликты с властью ли, с местным ли бизнесом, вдруг узнают, что одновременно с реализацией их проекта идут переговоры по продаже «Пяозерского ЛПХ» другому инвестору.

Спугнули инвестора

Австрийцы, мягко говоря, оказались шокированы. После совещания в правительстве они были убеждены, что их проект представляет для республики значительный интерес. И вдруг – такая неожиданность. Попытка воззвать к Валентину Лунцевичу успехом не увенчалась. По словам Матросова, заместитель главы Карелии действительно изо всех сил пытался способствовать тому, чтобы австрийцы построили предприятие в Кеми, но, видимо, коса нашла на такой камень, что Лунцевич только развел руками. Мол, не его уровень принятия решений.

И еще неизвестно – сложилось бы у неожиданных конкурентов сделка по покупке Пяозерского ЛПХ или нет.. Но австрийцы уже приняли решение: не дожидаться итогов чужих переговоров. Результатом этого и стало декабрьское письмо в правительство Карелии. Регион одним махом лишился инвестиций в размере 40 миллионов евро и, как минимум, 500 новых рабочих мест на депрессивных северных территориях.

О необходимости инвестиций в экономику Карелии сейчас говорится со всех высоких трибун. Глава Карелии Андрей Нелидов однажды даже заявил о своей готовности лично сопровождать каждого серьезного инвестора от момента принятия им решения о работе в Карелии и до окончательного запуска предприятия. В республике была создана на бюджетные деньги специальная «Корпорация по развитию».

Но, увы, вся эта могучая структура, в которой задействованы высшие руководители Карелии, на проверку оказалась неспособной обеспечить реализацию крупного инвестиционного проекта, способного изменить жизни на севере региона. Слова явно разошлись с делами. Австрийцев спугнули. Кто еще теперь рискнет прийти работать в Карелии?

"