Posted 7 сентября 2011,, 02:42

Published 7 сентября 2011,, 02:42

Modified 12 ноября 2022,, 13:49

Updated 12 ноября 2022,, 13:49

5 сентября петрозаводский троллейбус отметил полувековой юбилей

7 сентября 2011, 02:42
5 сентября петрозаводский троллейбус отметил полувековой юбилей

Планы по созданию в Петрозаводске троллейбуса появились ещё в 1935 году, однако осуществлению грандиозного проекта помешала Великая Отечественная война.

Ещё не успела окончательно завершиться война, а в освобождённом Петрозаводске уже внесли поправку в генплан: «считать основными видами городского транспорта на расчетный период не трамвай, а троллейбус и автобус».

Начиная с 1945 году горсовет выделял средства для расширения и асфальтирования улиц, по которым должна была пройти первая троллейбусная линия. В 1947 - 1949 годах был построен троллейбусный парк на улице Пролетарской (ныне улица Московская), однако пуск троллейбуса откладывался. Первые троллейбусные провода появились в городе лишь весной 1961 года. Летом того же года поступили первые 10 троллейбусов марки "ЗиУ-5". Кстати, два из них были приобретены за счёт средств, вырученных за сбор металлолома учащимися школ №№ 7 и 10.

Петрозаводчане впервые увидели троллейбусы раньше официальной даты: в августе несколько машин курсировали по городу без пассажиров: осуществлялись технические рейсы. Торжественно в первый рейс с горожанами троллейбус отправился в 10 часов утра 5 сентября 1961 года. Тогда маршрут троллейбуса № 1 проходил от Старого вокзала (ныне Товарная станция) по шоссе Первого Мая (в настоящее время - Первомайский проспект), площади Гагарина, проспекту Ленина, площади Кирова до проспекта Урицкого (сейчас - проспект Александра Невского).

Первые годы протяжённость троллейбусных линий стремительно росла - в 1962 году троллейбус пришёл на завод "Металлист", в 1963 году - на Северную Точку, в 1964 году - на Голиковку. В 1965 году была открыта линия по Первомайскому проспекту до улицы Мелентьевой, в 1967 году - до завода "Тяжбуммаш". В 1967 году новая линия была проложена по улице Заводской до Соломенского шоссе. В 1975 году для открытия "четвёрки" построили линию по улице Ленинградской и Кирова, а также в верхней части проспекта Урицкого до конечной станции "Улица Курганская". В 1978 году троллейбус пришёл на набережную Варкауса и улицу Московскую, в 1982 году - на улицу Красноармейскую, в 1984 году - на улицу Зайцева. В этом же году троллейбусу обрадовались кукковчане - была построена линия по Комсомольскому проспекту до улицы Ровио. Через два года троллейбус продлили до улицы Лыжной.

Несмотря на тяжёлое положение троллейбусного управления, и вечную нехватку денег в городском бюджете, в 1995 году году был пущен троллейбус по улице Калинина, Ключевскому шоссе и улице Репникова до улицы Корабелов. В 1997 году была открыта линия на Нижней Ключевой - до улицы Кемской.

В 1998 году на Кургане была открыта 1-я очередь троллейбусного депо № 2. К сожалению, объект так и не смогли до конца достроить. Многие годы здесь осуществлялся ремонт подвижного состава, а в 2006 году даже попытались открыть троллейбусный завод.

В 2004 году была открыта линия по улице Лыжной: впервые были соединены троллейбусами между собой Кукковка и Ключевая.

Дольше всех троллейбус ждали жители Древлянки. Впервые линию строить начали аж в 1988 году. Стройка неоднократно "замораживалась". Только в 2005 году был завершён первый этап этого долгостроя: троллейбус пришёл на Перевалку. В 2006 году линию продлили до Лососинского шоссе, в 2007 году - до улицы Хейкконена.

К сожалению, последние несколько лет троллейбусное управление лихорадит. То предприятие передадут в частные руки, то вернут городу обратно. Предприятие погрязло в долгах, энергетики не раз грозились "отключить" несколько маршрутов. Были закрыты несколько маршрутов - "семёрка", "девятка", "десятка". Несколько троллейбусов, которые ещё недавно открывали новые линии "переехали" в другие города. Депо № 2 вообще закрыто и сдано в аренду. Полувековой юбилей предприятие встречает в непростых условиях, но сотрудники управления не унывают, и верят в то, что власть не только на словах, но и на деле будет развивать троллейбусный транспорт. Тем более, что в действующем генплане предусмотрено строительство новых линий: на Древлянку-II, на Кукковку-III, в район Радиозавода, планируется соединение Древлянки и Кукковки, Верхней и Нижней Ключевой.

С праздником, петрозаводский троллейбус!

P.S. Кстати, с 1 сентября троллейбусный маршрут № 8 снова становится ежедневным и будет работать целый день, а не только в часы "пик". "Восьмёрка" курсирует от конечной станции на улице Заводской по Первомайскому проспекту, улице Антикайнена, проспекту Ленина, площади Гагарина, улице Шотмана, улице Чапаева, Лесному пропекту, Лососинскому шоссе до остановки "Улица Хейкконена".

"