Что такое ОДН и как с этим бороться

Что такое ОДН и как с этим бороться

Что такое ОДН и как с этим бороться

7 мая 2013, 10:00
Общество
Ирина Петеляева
Что такое ОДН и как с этим бороться

В последнее время на моих депутатских приемах преобладает одна тема: общедомовые нужды в коммунальных квитанциях. Знаю, что обращениями по этому поводу завалены и все мои коллеги-депутаты. Этими же вопросами граждане заваливают муниципалитеты, жилищную комиссию, пишу даже президенту.

Допекло всех. В большинстве случаев люди просто не понимают, за что с них берут дополнительные деньги. К сожалению, специалисты и ответственные чиновники очень лениво и неохотно выступают с разъяснениями в прессе и на телевидении. Дефицит информации приводит к дефициту ясности. И всегда находятся желающие «половить рыбку в мутной воде». Иногда возникает ощущение, что информационная «мутная вода» создается у нас нарочно, чтобы управляющим компаниям ЖКХ было сподручней снимать деньги с ничего не понимающих жильцов.

Я не специалист в вопросах экономики ЖКХ. Но в силу постоянной работы с обращениями граждан по тематике ЖКХ, волей-неволей стала разбираться во многих вопросах из этой сферы. А поскольку во множестве обращений люди задают, в общем-то, одни и те же вопросы, то я решила ответить хотя бы на те из них, которые задаются чаще всего. Надеюсь, это будет кому-то полезно.

Что такое общедомовые нужды (ОДН)?

Расходы на ОДН оговорены в новых Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354, и подлежат обязательной оплате. Они включают в себя расходы в помещениях дома, не являющихся частями квартир. Расход на ОДН рассчитывается пропорционально площади каждой квартиры в многоквартирном доме.

Сейчас практически все многоквартирные дома оборудованы общедомовыми проборами учета тепла, воды, реже – электроэнергии.

Попросту говоря, ОДН – это разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний всех индивидуальных счетчиков в квартирах. Не нужно думать, что жители платят за воду, если где-то на улице прорвало трубу. Нет, люди должны рассчитываться только за расходы внутри своего дома. Если ваша управляющая компания пытается взять плату сверх показания общедомового счетчика – смело судитесь с нею, жалуйтесь в прокуратуру.

Откуда берутся расходы на ОДН, ведь в идеале их не должно быть?

Во-первых, это сроки снятия показаний со всех счетчиков. Если показания снимаются одновременно и с общедомовых приборов, и с индивидуальных, то показания должны быть одинаковые.

Во-вторых, перерасход ресурса по нормативу. Например, житель квартиры не имеет счетчика на воду и платит по нормативу. Естественно, он не заинтересован в экономии и льет воду сколько хочет, не ремонтирует дома краны и бачки. А если еще в квартире проживает не один прописанный, а 3-5 человек? Делайте выводы.

В-третьих, банальное воровство. В интернете любой желающий найдет массу подсказок: как воровать тот или иной коммунальный ресурс, вплоть до инструкций по переделке счетчиков.

И, лишь в-четвертых, это халатность и жульничество управляющей компании, которая за счет платы на ОДН решает какие-то свои финансовые проблемы. Но думаю, что это встречается не так часто, как мы думаем. И регулируются такие случаи уже не Жилищным кодексом, а Уголовным.

Кто должен контролировать справедливость начисления платы на ОДН?

Только сами жильцы каждого конкретного дома! Жизнь показывает, что только они заинтересованы в этом. Управляющим компаниям это просто не интересно. Да и законодательство у нас определяет только, как взимать плату за коммунальные услуги, а вся ответственность возлагается на потребителей, то есть на нас.

Так что контроль, контроль и еще раз контроль со стороны жильцов!

К сожалению, контролировать придется не только управляющую компанию, но и, по возможности, своих соседей. Меньше всего хотелось бы, чтобы это превращалось во взаимную слежку с доносами, в этакий «37-й год в сфере ЖКХ». Но, кажется, нас усиленно подталкивают именно к этому.

Типичная ситуация – в обращении ветеранов из Беломорска. «Как ни стараемся экономить воду – все без толку. В доме № 2 по ул. Октябрьской первый этаж занимают детская поликлиника и магазин. Платят они за воду по своим счетчикам, т.е. по факту, но затраты на ОДН почему-то ложатся только на плечи жильцов. Где же справедливость?»

Можно было бы сказать, что это – «забывчивость» конкретной управляющей компании, если бы подобное не творилось повсеместно. ОДН обязаны оплачивать ВСЕ собственники помещений в доме! Если собственником является муниципалитет, то и он должен либо оплачивать свою долю ОДН, пропорционально площади, либо возложить эту оплату на арендатора помещений. Все остальные варианты – от лукавого.

Существует ли какой-то норматив ОДН? Каковы «нормальные» общедомовые нужды по электроэнергии для среднего дома?

По оценкам специалистов, «нормальные» ОДН по электричеству для современного дома (с учетом лампочек в подъездах, лифтов, домофонов и так далее) — это от 3 до 7 процентов общего потребления. Тут многое зависит от применения энергосберегающих технологий, повышения энергоэффективности оборудования. Все, что выше, это, увы, воровство, неправильный съем показателей и старые счетчики, которые недоучитывают электроэнергию.

Еще одна типичная ситуация, которая звучит во многих обращениях. В многоквартирном доме у половины жильцов установлены счетчики на воду, а у остальных – нет. Люди спрашивают, можно ли обязать всех жильцов дома установить счетчики?

Никакого административного или законодательного механизма для этого нет. Это – вопрос самоорганизации и ответственности граждан. Отсутствие согласованности между жильцами дома в этом деле сводит на нет все усилия по экономии и является существенным фактором роста расходов на ОДН.

Вообще, проблема счетчиков – одна из самых болезненных. И не только потому, что некоторые жильцы не хотят их устанавливать. Есть еще и вопрос качества счетчиков.

Во многих старых домах в квартирах крутятся электросчетчики, которые были произведены и установлены в 60—70-е годы прошлого века. Иногда они по 50—60 лет работают без обслуживания, ремонта, проверки.

Представьте себе, что кто-то 50 лет ездит на машине без технического обслуживания и ремонтов – что будет с такой машиной? Любой счетчик – это довольно тонкий и технически сложный прибор, который надо содержать в порядке.

Кроме того, старые электросчетчики конструктивно не приспособлены для того, чтобы учитывать слабые токи. Например – такие, которыми питаются современные светодиоды. А в качестве общедомовых устанавливают уже современные электронные счетчики, которые учитывают все. Вот и появляется разница в показаниях.

То же самое, увы, с водосчетчиками. Вы прочитали на подъезде объявление, пригласили какую-то фирму, она установила вам какие-то счетчики. Сказали, что хорошие. Вы доверяете этим счетчикам и добросовестно оплачиваете воду по их показаниям. А на поверку может оказаться, что вы, сами того не подозревая, воруете воду.

Один хороший специалист рассказал мне: при поверке на стационарной установке бракуется до половины бытовых водосчетчиков. Потому что погрешность измерения у них порой доходит до существенных величин – до 20 процентов и более.

Поэтому, если уж серьезно подходить к управлению домом, то имеет смысл принять на общем собрании радикальное решение: одновременно во всех квартирах установить современные однотипные электро- и водосчетчики. При этом воспользоваться услугами проверенной компании, которая может предоставить все необходимые лицензии и сертификаты, дает гарантию. Это позволит наладить более или менее реальный учет расхода ресурсов и справедливую оплату ОДН.

Как жильцы дома могут снизить расходы ОДН по электричеству?

Сегодня в интернете можно найти огромное количество рекомендаций, как экономить электроэнергию. Есть специализирующиеся на этом организации, есть технологии. Не стану повторять про энергосберегающие лампы в подъездах, про датчики движения, включающие и выключающие освещение.

Главное, что ВСЕ жильцы дома должны ясно осознать: если где-то горит лампочка – то вы платите за нее из своего кармана. Если кто-то на ночь в своем автомобиле включает подогрев двигателя, запитанный от какой-то самодельной розетки в подъезде – то за это тоже платят все.

Надо искать и выводить на чистую воду всех «левых» потребителей. Замечать все странные провода, тянущиеся неизвестно куда. Главное — бороться с этим нужно коллективно. Иначе ничего не сдвинется с места.

Ну и наконец — создайте ТСЖ, возьмите сбор денег за электроэнергию и съем показаний в свои руки. Порядка при грамотном подходе будет гораздо больше.

Общедомовых счетчиков электроэнергии пока в домах установлено мало, а штука это очень полезная. Я ознакомилась с опытом одного петрозаводского ТСЖ. Там установили общедомовой двухтарифный счетчик. Теперь ТСЖ рассчитывается за весь дом, и потребляет, соответственно, по двухтарифной системе — то есть экономит тоже весь дом. Разница на тарифах получается ежемесячно в несколько тысяч рублей, что покрывает все ОДН, да еще позволяет платить 1500 рублей своему контролеру за съем показаний.

Вот обращение пенсионеров, проживающих в одном из домов на Зареке. «У нас ремонтировалась система отопления, а по итогам этого месяца мы получили дополнительные квитанции за ОДН. Просим разобраться!»

Разобралась. Действительно, для ремонта системы аварийной бригаде пришлось сливать воду со всего дома. Это довольно большой объем. И тут ничего не поделаешь: работы проводились в интересах жильцов всего дома – им и платить за слитую в канализацию воду.

«В одной газете я прочитала разъяснение, что управляющая компания может включать в ОДН за воду полив газонов и даже заливку катка зимой, – пишет жительница Петрозаводска. – Правда ли это, и почему мы должны за это платить?»

Послушайте, ну давайте уже поймем, что компания, которая управляет вашим домом (будь то ТСЖ или сторонняя организация) не может оказывать вам никаких услуг, которые вы сами не поручили ей оказывать. Это вы, жильцы, выбираете форму управления домом, управляющую компанию, определяете, какие именно услуги вы этой организации заказываете и оплачиваете. Ну соберите общее собрание дома и протокольно запишите: какие именно расходы воды вы разрешаете управляющей компании относить на ОДН.

Например, если у вас по договору с компанией производится еженедельная влажная уборка подъездов, то ясно, что для этого нужна вода. Определите: кто, где, в каком объеме забирает воду на эти цели. Это будут ваши ОДН.

Хотите, чтобы вашей водой поливался газон – пожалуйста. Хотите каток зимой – закажите управляющей компании, она зальет. Если есть желание, можете хоть фонтан во дворе устроить. Платить за воду – вам. И эту плату вы найдете в своих квитанциях по графе ОДН. Но насильно навязывать вам услуги никто не вправе.

Вместо послесловия.

От управления своими домами нам уже не отвертеться. Не будем сами все контролировать, проверять, требовать, добиваться – будем жить так, как живем. Никто, кроме нас самих, за наши интересы биться не станет.

Поэтому – знакомьтесь и договаривайтесь с соседями, собирайтесь на собрания, ответственно принимайте все решения, касающиеся вашего дома. Поверьте: в управляющих компаниях ЖКХ не дураки сидят. Иначе как бы им удавалось столько лет всех нас обманывать? Они там очень быстро почувствуют, что в вашем доме имеют дело с организованным и сплоченным коллективом жильцов. И просто не позволят себе лишнего арапства.

А вот если жильцы дома даже раз в год на собрание собраться не могут – вот с такими-то домами коммунальщики и творят что хотят…

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter