Posted 6 марта 2020,, 08:43

Published 6 марта 2020,, 08:43

Modified 30 октября 2022,, 20:18

Updated 30 октября 2022,, 20:18

«Вскрытие покажет»: кто и как зарабатывает на штрафах российских водителей

«Вскрытие покажет»: кто и как зарабатывает на штрафах российских водителей

6 марта 2020, 08:43
Фото: Медиахолдинг 1Mi
В 2020 году Минюст предложил в шесть раз увеличить штрафы за превышение скорости, а это значит, что зарабатывать на наказаниях водителей будут в шесть раз больше... Новый блог журналистских расследований разбирается, кому принадлежат камеры, фиксирующие подобные нарушения, и кто на самом деле «наживается» на штрафах.

Блог журналистских расследований «Вскрытие покажет» рассказывает, что каждый год на штрафах российских автомобилистов зарабатывают порядка 70 млрд рублей. Если умножить эту цифру на шесть, то сумма уже поднимется до 420 млрд. Отсюда возникает любопытный вопрос: если целью нашего государства является не взыскать с граждан как можно больше денег, как об этом заявлял президент страны, а снизить аварийность на дорогах, во зачем во столько раз увеличивать размер штрафных санкций?

Камеры видеофиксации нарушений ПДД не во всех российских субъектах принадлежат государству. Соответственно, и штрафы не всегда остаются в бюджете. Таким «заработком» уже давно начали заниматься частные компании. К примеру, в Тюменской и Челябинской областях большинство установленных на дорогах камер принадлежат «Ростелекому». К примеру, в 2018 году в Челябинской области компания за передачу одного штрафа с камеры запросила 675 рублей. Однако 80% нарушений приходится именно на превышение скоростного режима, штраф за него составляет 500 рублей или 250, если оплатить в течение пары недель. Выходит, государство не только ничего не получает от штрафов, но еще и доплачивает привлеченным к исполнению услуг операторам.

Бизнес на штрафах строят не только мобильные операторы: к примеру, в Нижнем Новгороде таким образом зарабатывает компания сына бывшего депутата Госдумы, министра и зампредседателя регионального Заксобрания Дмитрия Цапина. Фирма Цапина младшего заключила госконтракт на 13 лет, и только за последние три года заработала на штрафах более 250 миллионов рублей. В самом штрафоопасном регионе – в Республике Татарстан, камеры контролирует компания, связанная с семьей бывшего главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова.

Если говорить о других регионах, то, к примеру, в Омске на штрафах решили обогатиться казаки. Местное МВД без торгов и тендеров заключило контракт с казачьим объединением «Днепр». Теперь казаки контролируют камеры — таких в регионе 60, на их обслуживание из регионального бюджета выделили 61 млн рублей. Утверждается, что вся сумма идет на заработную плату казакам, которые каждый день с восьми до восьми патрулируют дороги, получая при этом около 12-13 тысяч рублей в месяц. Отсюда очевидно: если бы вся сумма и правда шла только на зарплаты, то каждый казак бы получал не менее 83 тысяч рублей ежемесячно.

Не менее возмутительная ситуация в Оренбургской области: там объявили торги на 100 миллионов, согласно которым за три месяца подрядчику нужно передать не менее 555 тысяч фотографий с камер наблюдения. Всего там установлено 90 камер, за каждое фото компания будет получать по 180 рублей. Учитывая строгость штрафных санкций за невыполнение контракта, подрядчику надо будет безоговорочно «поднапрячься» и насобирать не меньше 555 тысяч нарушителей.

Если все же предложенные Минюстом изменения об увеличении штрафов за превышение скорости от 500 до 3000 рублей примут, то очевидно, что пропорционально увеличатся и поступления в бюджет. Однако также очевидно, какая основная задача камер видеонаблюдения...

"