Posted 5 апреля 2017,, 13:33

Published 5 апреля 2017,, 13:33

Modified 12 ноября 2022,, 08:03

Updated 12 ноября 2022,, 08:03

«Cамый мужской спектакль» о любви и «запорожце»

5 апреля 2017, 13:33
«Cамый мужской спектакль» о любви и «запорожце»
Сюжет
Статьи

Специально для спектакля «Железо» за сценой Театра кукол установили рубильник. Он должен шумно опустить пресс и уничтожить старый «запорожец». Но случись так, история про Зину и Веню не произошла бы вовсе… История, которая началась в гараже. История про большую любовь и разочарование!

Действие спектакля начинается среди, казалось бы, безжизненных железяк, но фары старенького автомобиля вдруг загораются, и «запорожец» начинает петь итальянскую песню. «Сказываются итальянские корни» – комментируют артисты. Это «ведро с болтами» должны были уничтожить, но оказалось, что «запорожец» умеет смеяться и грустить. Причём, как на сцене, так и за кулисами.

«Он живой, мы с ним разговариваем перед спектаклем, чтобы не капризничал», - признаются актёры.

На сцене – «голубая мечта» каждого советского человека 60-х годов прошлого века, практически точная копия модели легендарного ЗАЗ-965A, даже двери открываются так же, как у настоящего, и капот сзади. Только театральный чуть-чуть повыше и пошире, чтобы выполнять функции, не предназначенные для обычных автомобилей, но очень важные в Театре кукол.

Зазик, он же Жужа, он же Малыш - старенький и неказистый автомобильчик – становится для героев, Вени и Зины, целой жизнью, причиной для радости, непонимания, тоски и счастья, а для артистов - площадкой для всевозможных сценических трюков. Во время спектакля внутри умещаются четыре актёра, в капоте Веня рассуждает о жизни, а в багажнике располагается швейная мастерская Зины.

Любовь Бирюкова, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Карелии: «Мы с Татьяной ведём одну куклу вдвоём, то есть, мы должны дышать как один персонаж. Я не могу делать то, что захочу, или Таня, которая мне помогает, не может сама по себе существовать. Мы должны чётко понимать друг друга и чувствовать. Затем, очень сложно находиться в машине вчетвером, а ведь у нас ещё куклы и реквизит. Нужно так физически сгруппироваться, чтобы ни себе, ни партнёру не навредить, а ещё надо же и работать и так, чтобы самого артиста было не видно».

«Тесно, мы с Владом вдвоём в капот помещаемся с трудом, знаете, сколько крыльев переломали?» - рассказывает про сложности спектакля актер Дмитрий Будников.

Всё действо автомобиль толкают, кантуют, поднимают под потолок и, кажется, что каждый рывок для него может стать последним. Но художники постарались: сделанный из пенопласта и папье-маше корпус выдерживает многое, в том числе и гастрольные тяготы, а каждая новая вмятина только усиливает впечатление крепкого «боевого товарища» всех советских автолюбителей.

«Во время спектакля ему достаётся и пожёстче. Борис Анатольевич просил, чтобы в сценах, когда машина едет, было ощущение, что она трясётся, как ведро с болтами, подпрыгивает, скачет. Чтобы для зрителя всё было взаправду», - говорит артист Антон Верещагин.

Рубильник за сценой, конечно же, ненастоящий, а вот история, которую рассказывают со сцены, самая что ни на есть реальная, живая, созданная самими актёрами. Историю про Веню, Зину и «горбатого» придумывала вся труппа. У режиссёра Бориса Константинова и художника-постановщика Виктора Антонова была идея сделать спектакль про 60-е годы, а вот привнести что-то своё мог каждый артист – текст сочиняли все вместе. И артисты вспоминали своё детство, родителей, знакомых и жизнь того времени.

Дмитрий Будников: «Это времена моих родителей. Я помню, как у отца появилась первая машина. Сначала «Жигули», затем «Москвич», «Волга» была. Мы постоянно перебирали в гараже двигатель. Сейчас молодёжи это не понять… Веня, наверное, чем-то напоминает моего отца. Но, скорее всего, это собирательный образ. В нем есть даже что-то от нашего артиста Александра Павловича Довбни».

Антон Верещагин: «Я добавил в спектакль сцену с фокусами: Зина шьёт сначала футболку, потом платье, а затем откуда ни возьмись появляются огромные Венины труселя».

Магия театра в том, что здесь возможны любые фокусы. Мир Театра кукол гораздо многограннее реального: здесь в одном пространстве живут артисты, куклы, предметы... Как же ловко эти куклы, мирно стоящие за чемоданами до спектакля, в руках актёров превращаются шумно-галдящих людей на автобусной остановке! Каким деловым становится Веня, и как Зина с укором смотрит на своего непутёвого мужа. Как легко нам верится в пение «запорожца» и существование железных ангелов.

Этот спектакль я бы назвала «самым мужским спектаклем» в репертуаре Театра кукол – столько здесь всяческих винтиков, болтиков, гаечек, пружинок. Настоящие бензиновые канистры, самые реальные железяки из гаража (их приносили театру зрители), стиральная машина «Riga-60», собранная из 200-литровой железной бочки… Антону Верещагину – молодому артисту, завоевавшему «Онежскую маску» в номинации «Дебют», – такая обстановка близка ещё и по его первой профессии.

Антон Верещагин: «По первому образованию я техник-механик, но, к сожалению, автомобили чинить не умею. Я проработал на заводе четыре года до института, разбирал насосы промышленных предприятий и умею управлять кранами, поэтому то, что придумал Борис – как всё опускается и поднимается, то, что это всё происходит прямо на глазах у зрителя – гениально».

Каждому артисту спектакль по-своему дорог, может быть, поэтому «Железо» уже второй год с успехом идёт на сцене Театра кукол и завоевал «Гран-при» фестиваля «Онежская маска-2017» – стал «лучшим спектаклем сезонов 2014/2015 и 2015/2016 годов», а в «Золотой маске» номинирован по четырём номинациям.

13 апреля «Железо» представят на «Золотой маске» в Москве. Там же состоится встреча артистов с режиссёром-постановщиком спектакля - главным режиссером Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова Борисом Константиновым. Этой встречи артисты ждут с большой радостью и немного со страхом. «Он такой энергичный! Мы можем за один день сделать совсем другой спектакль», - говорят артисты Театра кукол.

Так что после поездки в Москву надо обязательно посмотреть «Железо» ещё раз, возможно, это будет уже совсем другая история. А пока пожелаем артистам удачи на «Золотой маске».

"