«Водить троллейбус было моей мечтой»

«Водить троллейбус было моей мечтой»

«Водить троллейбус было моей мечтой»

3 сентября 2016, 15:17
Общество
Дина Тозан
«Водить троллейбус было моей мечтой»

«Утром рано встаю я и шагаю в депо, там ждёт меня мой троллейбус, я водитель его» - поётся в детской песне.

День Галины Ярошевич начинается именно так. На самую первую смену в 5.50 ей приходится вставать в 4 утра. Живёт она на Перевалке, поэтому до депо на Московской добирается на такси или муж подвозит.

Сегодня у неё вторая смена в 11.05, но для встречи со мной она приходит пораньше. Ещё по телефону предупреждает, что очень волнуется, ведь для интервью замдиректора Андрей Афанасьев выбрал именно её. Галина Александровна работает здесь уже 32 года. Она проводит мне небольшую экскурсию по ставшему уже давно родному депо, показывает огромные помещения, где троллейбусы ремонтируют и моют.

Ежедневно в депо осматривают 12-14 машин. Вечером после возвращения с линий, уборщики их моют и подметают, затем машины попадают на смотровые ямы, там ремонтники проверяют рулевое управление, тормоза и устраняют какие-то мелкие неисправности, которые выявил водитель в течение рейса. У каждого троллейбуса есть книжка водителя, куда тот записывает все проблемы, которые обнаружил в течение поездки. Галина перед выходом на рейс тоже её берёт и убеждается в том, что машина исправна.

- Врача я уже прошла, можно идти к троллейбусу, - говорит она.

Каждый раз до и после рейса водители проходят обязательный медицинский осмотр.

- А вот и мой троллейбус, - показывает Галина мне на троллейбус с табличкой маршрута №1.Она заходит внутрь и открывает специально выданный чемоданчик. В нём инструменты для машины и накидка на кресло, сигнальный жилет, перчатки и аптечка.

Пока не начался дождь, она выходит на улицу, поднимается по лестнице на троллейбус, бесстрашно тянет на себя токоприёмники или в привычном нам звучании «рога». Затем устанавливает угольную вставку в головку токоприёмника, она нужна для передачи тока и обеспечивает скольжение по контактным проводам. Иногда за смену угольки приходится ставить по несколько раз.

class="gallery">

В то время как Галина занимается токоприёмниками, на обед возвращается троллейбус маршрута №6, поэтому, чтобы пропустить машину, женщине снова приходится снимать штанги.

- Мы как трамваи, по одним путям ездим. Поэтому утром перегонщики расставляют наши троллейбусы так, чтобы все по очереди выезжали.

«Рога» возвращаются на место. Много раз я видела, как токоприёмники сходят с проводов, но не думала о том, что они такие тяжёлые. Как говорит Галина, бывало, что «лёгких женщин в воздух поднимали».

class="gallery">

Моя собеседница делает всё быстро и с улыбкой. Лихо садится в старое кресло, включает двигатели, мы слушаем их звук. На звук можно определить нормально ли они работают.

- Я пришла сюда, когда мне было всего 23 года, - вспоминает она.

Сначала Галина Ярошевич обучалась 3 года на товароведа в филиале Ленинградского института советской торговли в Петрозаводске. Работала в магазине. Потом у неё в семье случилась трагедия, и Галина решила всё бросить и начать сначала. Пошла в Троллейбусное управление устраиваться водителем. Отучилась полгода, совмещала курсы с работой на мойке в депо.

- Троллейбусы меня привлекали с детства: это необычный транспорт. Меня тянуло к работе водителя троллейбуса, это была моя мечта, - рассказывает она. - Мне хотелось быть ближе к обычным людям. Вот и выбрала рабочую профессию. Мой будущий муж тоже работал в троллейбусном управлении, только слесарем-механиком по ремонту подвижного состава. Но с ним я не была тогда знакома, мы встретили друг друга много лет спустя.

Я не представляю себя на другой работе. Это моё, я нашла свою профессию и ни разу не пожалела.

Родители её против не были. Да и вообще, никто не говорил Галине, что она выбрала мужскую профессию. Хотя не каждая женщина сможет быть водителем 12-метрового троллейбуса.

- Работаем мы 5 дней в неделю, выходной всё-время смещается на один день. Смены постоянно меняются, мои длятся около 9 часов с перерывом на 40-минутный обед. Есть также графики двухсменные, когда водителя меняют на другого на середине смены. Есть разрывные смены, когда машина выходит только в час пик утром и вечером. Есть односменная работа – водитель отрабатывает несколько часов на троллейбусе, а потом машина попадает в ремонтную зону.

Иногда меняются и маршруты, но я настолько привыкла к своему, что для меня изменение маршрута – это стресс.

Мы проходим периодически раз в два года медкомиссию, так как профессия водителя троллейбуса является вредной из-за вынужденной позы, работы на высоте и электрического магнитного поля.

Как поделилась Галина, самое сложное в работе водителя – подтягивать шпильки колёс, так как после ТО они не всегда плотно затянуты. Есть и другие трудности: маршрут у неё длинный, поэтому зимой она, бывает, мёрзнет в кабине и отогревается только к обеду. В туалет на её маршруте можно попасть раз в полтора часа, а зимой из-за пробок неизвестно когда вернёшься в депо. С пассажирами она не контактирует, но табличка «У кабины не стоять» говорит обо всём. Стоящие люди заслоняют салон, и в салонном зеркале она может не увидеть выходящих пассажиров. Возникает риск их прищемить.

Помимо всего этого, у водителей троллейбусов не одна, а две дороги, за которыми надо следить.

- При движении по контактной сети надо соблюдать определённый скоростной режим и правильный угол поворота, аккуратно проходить спецчасти, наши стрелки, криводержатели, изоляторы, пересечения. Некоторые троллейбусы могут развивать скорость до 50 км. в час, я еду 10 км. в час. Кривые на поворотах надо по возможности проезжать по внешнему радиусу. А если неправильно ехать, то могут слететь «рога». Особенно сложный поворот - выезд из-под моста на Шотмана, там много спецчастей. Поэтому не все водители автомобилей понимают, почему мы в местах прохождения спецчастей притормаживаем. Бывают, что на дорогах подрезают, но в основном пропускают.

По своей вине Галина в ДТП никогда не попадала. Несколько раз врезались в неё, хотя ездит она аккуратно. Например, в прошлом году 17 маршрут набрал слишком большую скорость, не справился с управлением и впечатался в троллейбус. У Галины даже пассажирка пострадала. А машину пришлось отдать в ремонт. На памяти у женщины бывали и драки. В таких случаях, женщина просто открывала двери, в надежде, что драчуны сами выйдут, а затем вызывала милицию.

Пока Галина Александровна рассказывала про свой опыт вождения, подошло время к отправлению в рейс, и к нам подошёл новый кондуктор.

- Я первый раз на этом рейсе, расскажите маршрут! Говорят, тут с туалетом проблема…

Оказалось, что Надежда (имя изменено) работает здесь с начала августа. На мой вопрос, почему выбрала именно эту работу, она ответила «выхода нет». Надежда с дочкой бежали из Донецка два года назад. Больше на работу её официально никто не берёт, а ей обязательно нужно быть оформленной.

- Пособия мне не дали, приходится самой выживать. В троллейбусном управлении мне выдали российскую рабочую книжку и оформили официально. Паспорта российского нет, я продлила миграционную карту. Там ужасно, до сих пор идут бои, остались парализованные родственники. Ежедневно слежу за новостями. Мы решили уехать, когда наш район стали обстреливать. Собрали вещи за 40 минут, вывозили нас на машине. Здесь тяжело, нет своего дома с огородом, холодно…

Работе она рада, говорит, что хоть город изучит. С пассажирами Надежда сталкивается разными. Как-то в троллейбусе решил выспаться пьяный. Как объяснили Надежде, таким можно разрешить проехать только одну остановку, но потом выдворять из салона самой или, если водитель мужчина, просить его. А ещё на днях её решили обсчитать. Вместо 17 рублей дали 9 и, хотя Надежда считает хорошо, так как работала в магазине, в темноте не увидела, в итоге – недостача.

Как рассказал замдиректора Андрей Афанасьев, она не единственная беженка, которую официально трудоустроили на предприятие. Приехавших из горячих точек работников числится шесть человек. А вообще коллектив в Троллейбусном управлении большой: 516 человек в штате и 90 человек, которые работают на условиях договорных. Не всем кондукторам удобно каждый день ездить по 9 часов с перерывом на обед, они предпочитают отработать одну смену и сразу получить зарплату. Водителей в депо приходит меньше: за полгода совместно с Центром занятости населения и Минтруда выпускаются около 18 водителей троллейбусов.

Треть из большого коллектива водителей составляют женщины. Галина хвалит их. Говорит, что с таким непростым графиком работы, они и в декрет выходят, и за семьёй следят. Зарплата их и Галину устраивает, хотя не мешало бы и побольше, ведь всё дорожает… Переживает она и за троллейбусное управление.

- Мы все переживаем за то, что может произойти с нашим предприятием. Хотелось бы, чтобы и новые троллейбусы появились, вот моему уже 20 лет.

class="gallery">

Срок службы троллейбуса по паспорту - 10 лет. Многие уже отработали 2, 5 своего нормативного срока, их приходится содержать в рабочем состоянии и выпускать на линию. В части машин уже сделан капитально-восстановительный ремонт, но это «дорогостоящее удовольствие». Сейчас физический износ парка составляет 70%. Часть машин, которые стоят в депо по причине их неудовлетворительного физического состояния надо или ремонтировать, или разрезать на металлолом.

Покупка нового колеблется от 7,5 – 14 миллионов рублей. Таких денег у Троллейбусного управления нет, поэтому этот вопрос полностью зависит от городского бюджета. Когда предприятие находилось в режиме банкротства, администрация закупила 5 машин и сдала их в аренду. Выходит, что Троллейбусное управление ещё и платит за пользование данными машинами.

- Поэтому одно их огромных желаний наших сотрудников и пассажиров - ехать в новом сверкающем и пахнущем краской троллейбусе, нежели в старом, битом, - говорит замдиректора Андрей Владимирович.

А я решила проехаться в старом, битом троллейбусе вместе с Галиной и Надеждой, почувствовать мастерство вождения. За душевным разговором с кондуктором и время пролетело, я доехала до нужной остановки. Права Галина, троллейбус – необыкновенный транспорт.

- Коллектив наш я очень люблю. Поздравляю всех работников нашего Троллейбусного управления, водителей, кондукторов, работников депо, слесарей, работников управления с юбилеем нашего парка. Желаю им доброго здоровья, благополучия, работоспособности, процветания и, конечно же, все мы ждём обновления нашего парка. И очень хотим, чтобы Андрей Владимирович дальше продолжал с нами работать. И был в руководящем составе нашего управления, он грамотный специалист, досконально уже знает эту работу, сложности, трудности в нашем депо и мы все его уважаем, - сказала Галина.

Наше издание присоединяется к поздравлению и выражает большое почтение этой непростой, но очень нужной профессии. С 55-летием!

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter