Posted 3 января 2021, 11:52
Published 3 января 2021, 11:52
Modified 30 октября 2022, 20:55
Updated 30 октября 2022, 20:55
Тысячи и миллиарды
На сегодняшний день информация о еще одном целлюлозно-бумажном комбинате в Сегежском районе крайне скупа. В декабре 2020 года пресс-служба компании Segezha Group (предприятие входит в АФК «Система») выдала лишь общие планы с парой плановых показателей, которые позволяют представить лишь общие масштабы проекта.
Пока известно, что новый ЦБК с общим объемом инвестиций в 100 с лишним миллиардов рублей будет ежегодно выпускать более 850 тысяч тонн товарной целлюлозы. Холдинг заявил о 600 новых рабочих местах и ожидаемых 3,7 миллиарда рублей налоговых и прочих поступлений в республику ежегодно.
Первый «документальный» шаг уже сделан: компания, Минэкономразвития РФ и регион подписали соглашение о защите и поощрении капиталовложений, в котором фигурируют два инвестпроекта и, в том числе, новый ЦБК.
Стороны говорят о появлении объединенного ЦБП-кластера (АО «Сегежский ЦБК», ООО «Сегежская упаковка» и ООО «Сегежа Запад»), «будет способствовать развитию не только регионального лесопромышленного комплекса Республики Карелия, но и придаст импульс всему российскому ЛПК за счет внедрения передовых технологий переработки леса в высокие переделы».
Комфорт без экологии?
Иначе быть не может: региональные власти кровно заинтересованы в новом кластере с градообразующим предприятием, которое является едва ли не крупнейшим налогоплательщиком региона.
Потому в поддержку проекта уже выступил глава Карелии Артур Парфенчиков, заявивший о «заметном вкладе» Segezha Group в социальное развитие районного центра и «улучшение городской среды».
Руководитель региона со ссылкой на главу холдинга Михаила Шамолина называет конкретные проекты в Сегеже: гостиница, пять многоэтажных домов на 330 квартир, коттеджный поселок из 20 домов, благоустройство местной «Тропы здоровья» и городского пляжа.
По мнению Парфенчикова, Сегежа «должна быть комфортным и красивым городом»: кабмин обещает развить инфраструктуру и работать с соцобъектами: построить путепровод, центральную библиотеку, больничный комплекс экстренной медицинской помощи, привести в порядок школы и детсады.
Мнение и выхлоп
Такая многообещающая картина была нарисована на декабрьской встрече Михаила Шамолина с жителями Сегежи. И в данном случае смущает пара деталей.
Так, разговор проходил в онлайн-режиме (видеоконференции в Интернете), что вряд ли позволит получить мнение большинства жителей города о нужности очередной промплощадки. Отсюда – второй нюанс: видимо, это мнение мало кого волнует. Как выяснилось, Сегежу просто поставили перед фактом.
«Проект находится в стадии проработки» - так говорят в компании, объясняя минимум информации. Однако местные активисты намерены добиваться более полных ответов. Их опасения логичны – особенно на фоне ЧП в Сегеже с желтым снегом и мертвыми птицами, которое прогремело на всю страну в ноябре прошлого года. Официальной причиной гибели птиц стал, впрочем, орнитоз, но уже тогда возникли вопросы к работе системы фильтрации на ЦБК.
Позднее эксперты Росприроднадзора нашли в «выхлопах» превышение норм по загрязняющим веществам: оксиду цинка, сероводороду, углероду, бенз(а)пирену и саже. А сточные воды «отметились» перебором с фосфат-ионом, метанолом, фенолом и т.д. В городе же, к счастью, проблем с тем же воздухом обнаружено не было.
ЦБК провел внутреннюю проверку и пообещал приложить все усилия, чтобы улучшить экологическое благополучие Сегежи. И сегодня холдинг также говорит об экологичности производства.
«В частности, за счет капитального ремонта котлов и установки на них новых фильтров будут сокращены выбросы сульфата натрия и карбоната кальция, - добавляют в пресс-службе. - Современный электрофильтр по специальному проекту для нашего ЦБК сейчас изготавливают на заводе в Ярославской области. После установки выбросы в атмосферу, которые сегодня находятся в рамках предельно-допустимой концентрации, снизятся практически до нуля. Кроме того, предприятие работает и над сокращением выбросов неприятных запахов производства, планируя в значительной степени урегулировать этот вопрос ориентировочно в 2022 году».
Сульфит – и ничего
Но это – заявления о сегодняшних реалиях. Экоактивистка и член местного Общественного совета по экологии Наталья Пастушенко полагает, что нагрузка на экологию вырастет в любом случае.
«Опасений много, и мы не поддерживаем эту идею, - пояснила «КарелИнформу» экоактивистка. - Не исключено, что будет больше выбросов, больше сульфата, теперь еще добавится сульфит, ведь нам говорят о сульфитном комбинате, таком, как в Кондопоге. Конечно, будет чище, такие комбинаты наносят меньше вреда, но этот вопрос я, конечно, буду поднимать на ближайшем заседании совета».
Общественники ждут от инвестора проекта информации о месте и этапах строительства, сегодня же данные, которыми они располагают, не дают никакого понимания.
«Нам сообщили, что ЦБК будет строиться – и, в принципе, больше ничего, - добавляет Наталья Пастушенко. – Подобные вопросы, на мой взгляд, надо обсуждать с местным населением, например, проводить публичные обсуждения, как в свое время было по другому объекту в Сегеже – мусорному полигону, от строительства которого потом решили отказаться. Здесь же – нас поставили перед фактом».
По словам экоактивистки, даже действующий ЦБК сегодня показывает не самые лучшие «экологические» результаты. Что же в таком случае можно ожидать от очередного? Недавно Балтийско-Арктическое межрегиональное Управление Росприроднадзора, куда обратились местные жители, проверило, как работа АО «Сегежский ЦБК» влияет на качество воды в Выгозеро [копия документа имеется в редакции].
Результаты лабораторных испытаний в сточных водах одного из выпусков ЦБК показали превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ: иона аммония в два раза, фенола – в полтора раза.
За нарушение природоохранного законодательства предприятие привлекли к административной ответственности за нарушение правил водопользования при заборе воды (ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ) и предупредили, что в 2021 году Управление проведет плановую выездную проверку соблюдения природоохранных требований на комбинате.
Добровольные эксперты
Могут ли жители Сегежи как-то повлиять на уже достигнутые договоренности кабмина и ЦБК? В такой ситуации может помочь общественная экологическая экспертиза, считает старший научный сотрудник лаборатории геохимии, четвертичной геологии и геоэкологии Института геологии КарНЦ РАН Дмитрий Рыбаков.
«Теоретически вред экологии, конечно, может быть нанесен, но необходим скрупулезный анализ, должна быть проведена экологическая экспертиза, - поделился мнением эксперт. – Откуда будет браться сырье для производства? Будет цикл производства замкнутым или нет, сколько будет сопутствующих выбросов? Каким образом будет сжигаться топливо, чтобы обеспечивать производство электроэнергией?»
Экологическая экспертиза на добровольных началах (а подобная уже проводилась в случае с желтым снегом и мертвыми птицами) позволит получить от предприятия необходимые документы.
«Необходимо получить все возможную информацию, ведь я, например, даже не знаю, в какой это точке географически будет расположено производство, - добавил Дмитрий Рыбаков. – Если мы говорим о нагрузке на экологию, то пусть это покажут бумаги и расчеты. И если эти расчеты есть, то почему их не предоставить? Почему не приступить к переговорам?»
Можно ли считать переговорами упомянутую виртуальную встречу с жителями Сегежи? Глава Карелии Артур Парфенчиков пока ограничивается заявлениями о том, что холдинг «очень серьезно подходит к модернизации своих производственных мощностей». И активно вспоминает про социальные обязательства гиганта.
Но новый ЦБК – не лесопилка, а в официальных заявлениях экология если и вспоминается, то лишь в условиях действующих производств. «Программа модернизации и реконструкции также предусматривает значительное улучшение экологической обстановки в г.Сегежа путем радикального снижения нагрузки ЦБК на окружающую среду», - говорят власти и бизнес. Как новый комбинат обеспечит такое «радикальное снижение» – понять сложно.
Объект и действие
В соцсетях, между делом, еще с октября «гуляет» обращение жительницы Сегежи по поводу пелены и «непонятного запаха», который несколько дней витал над городом. Пелена вроде бы оказалась обычным туманом, но ответ Минприроды РК по-своему показателен.
Чиновники сообщили, что Сегежский ЦБК – «объект негативного воздействия на окружающую среду» (НВОС), который выполнил предложения регионального управления Роспотребнадзора «по корректировке программы производственного контроля за атмосферным воздухом с учетом рекомендаций».
Для очистки газов комбинат задействует скрубберы, теплообменники-конденсаторы и электрофильтры, упоминалась и предстоящая замена фильтров. Заявительницу заверили, что «экологическая обстановка в г. Сегежа находится на постоянном контроле надзорных органов». Что же будет с появлением еще одного ЦБК?
В проекте федерального госдоклада об охране окружающей среды в 2019 году, опубликованном совсем недавно, Карелия в целом вспоминается не единожды. По показателю удельного объема сброса загрязненной сточной воды без очистки регион оказался на третьем месте (123,733 «куба» на человека), проиграв только Коми (154,703) и Томской области (149,842).
Правда, совокупный объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников снизился на 2,0 процента. А за 2010-2019 годы в атмосферном воздухе стало на 22,15 процента меньше твердых веществ. Но зато есть общий рост объемов CO - на 41,92 процента, а SO2 - на 14,38 процента.
Какую «лепту» в экологию внесет новый ЦБК?