Posted 2 августа 2011,, 02:47

Published 2 августа 2011,, 02:47

Modified 12 ноября 2022,, 09:30

Updated 12 ноября 2022,, 09:30

Александр Харитонов: «Зиму я провел на Борнео»

2 августа 2011, 02:47
Александр Харитонов: «Зиму я провел на Борнео»

Путешественник – это не профессия, это образ жизни. Именно так – из путешествия в путешествие – живет петрозаводчанин Александр Харитонов.

… У нас в доме он обычно появляется с чем-либо экзотичным, интересным. То с фильмом, который сам и снял, путешествуя на яхте у берегов Антарктики, и мы с замиранием сердца смотрим, как огромные айсберги грозят раздавить суденышко… Во всяком случае, именно такое впечатление складывается, когда видишь на экране ледяные горы. То Александр, зная мое увлечение испанским, приходит с кассетой аргентинских песен, которые он записал с аргентинских радиопередач, лежа в больнице в Бразилии, где во время очередного приключения получил травму…

Первое путешествие Харитонова состоялось с судами «Полярного Одиссея», потом он ходил на лодьях из Владивостока на Аляску, жил некоторое время в Штатах. Однажды на яхте прошел из Португалии в Южную Америку, спустился вдоль ее побережья до Антарктиды. Несколько лет работал с Гринписом, где только не побывав, вплоть до шотландской тюрьмы, куда он попал после акции протеста, устроенной Гринпис на базе натовских подводных лодок.

Прошлую зиму провел на Борнео в команде знаменитого путешественника с мировым именем Майка Хорна. Борнео – название из книг. На наших картах остров называется Калимантан. Это третий по величине остров в мире, уступающий только Гренландии и Папуа-Новой Гвинее, единственный остров в мире, разделенный между тремя государствами: Малайзией, Индонезией и Брунеем.

- В экспедицию я попал, как всегда, случайно, - рассказывает Александр. - Один мой старый знакомый, с которым мы еще в 90-м году начинали в «Полярном Одиссее», давно сотрудничал с Майком в качестве фотографа. Хорн посетовал, что на яхте нет электрика, и мой товарищ предложил ему познакомиться со мной.

Майк Хорн – знаменитый, а по словам Харитонова, самый знаменитый на сегодняшний день, путешественник в мире. Он родился в ЮАР, сейчас имеет гражданство Швейцарии, а живет… Живет большей частью на своей яхте, или в самолетах во время многочисленных перелетах, или где угодно во время походов. Кстати, Хорн бывал в России. Роман Абрамович, будучи губернатором Чукотки, прислал ему приглашение. У Хорна появилась идея пройти все арктическое побережье до Мурманска. Ему потребовалось две попытки. Первый раз с Аляски на катамаране его привез в Россию брат. Хорна, разумеется, задержали пограничники: «Хорошо, приглашение Абрамовича у вас есть, а где виза?» Визы у него не было…

Хорн умеет договариваться со всеми, всех убеждает в своей правоте. Даже колумбийские наркоторговцы дали ему возможность спокойно проехать на велосипеде по контролируемой ими территории, хотя, говорят, несколько путешественников сложили там головы. Но наши пограничники – не колумбийские наркоторговцы. С ними договориться не удалось…Посадили в тюрьму, что с ним делать не знали. Через месяц брат Хорна нашел на Аляске обезбашенного летчика, который прилетел за Хорном и забрал его.

Хорн совершил вторую попытку. Получил визу и также на катамаране вернулся. Пройти по российскому Северу ему разрешили, у него было 9 месяцев, он с апреля за 8 с половиной месяцев дошел до Мурманска. Как и предполагалось, один, без забросок с воздуха. Это значит, что всю еду и снаряжение он взял с собой сразу, а то, что требовалось дополнительно, добывал в пути, охотился, рыбачил.

Сейчас Хорн реализует проект «Пангея». Этим словом назывался предположительный континент, объединявший всю сушу до ее разделения по поверхности земли. Хорн выбрал это наименование как символ нетронутости, первозданности мира. В проекте участвует молодежь со всего мира. Юные – от 14 лет до 20 лет - исследователи, занимающиеся экологическими проблемами, любящие путешествовать, знающие английский язык списываются с организаторами проекта по Интернету, приезжают в Швейцарию в отборочный лагерь, а затем где только не бывают: на Камчатке, в пустыне Гоби, в Индии… За то время, что Александр провел на яхте Хорна, к ним приезжали две группы. Правда, россиян в этих группах не было, но в других они тоже бывают, проект Хорна открыт для молодых людей всего мира.

«Пангея» - такое имя носит и яхта Хорна, построенная в Бразилии. Судно 35 метров длиной, водоизмещение – полторы сотни тонн, две мачты. Великолепное экспедиционное судно, на котором могут жить до 30 человек.

- Майк, наверное, и сам мог управляться один с этой махиной, - рассказывает Александр. - Но, видимо, в одиночку он вахты стоять не хотел, а потому собрал небольшой экипаж. Кроме того, Хорн часто уезжает в другие экспедиции проекта «Пангея», а за судном нужен присмотр.

Первый член экипажа – двадцатичетырехлетний француз, который пришел буквально с улицы. Хорн перегнал яхту из Бразилии в Монако, где принц Альбер – хороший друг Майка. Однажды к Хорну подошел парень, который сказал: «Вам, наверное, тяжело одному. Я хочу пойти с Вами!». Хорн согласился: «Давай! Завтра в 6 утра отходим!» За ночь Тристану пришлось решить все вопросы с подругой, квартирой, машиной… На яхте он чувствует себя прекрасно, знает каждый ее уголок, легко управляется с парусами.

Второй член экипажа – поляк Яцек. Это механик, великий мастер, умеющий работать руками. Хорн постепенно убедился, что при всех достоинствах яхты, в ее конструкции нужны перемены. Нужны новые каюты, душевые кабины. Этой работой занимается Яцек, который выполняет ее лучше, чем делали бы где-нибудь на судовых верфях. Яцек может, например, обшить диван белой кожей, может сделать люксовый вариант любого интерьера, да и любую другую работу делает великолепно. Он мастер-универсал. Он уже полтора года на яхте.

Однако, ни сам Майк, ни члены его команды не дружат с электрикой. Поэтому возникла нужда в специалисте, который мог бы взять на себя эту работу. Ей и занялся Александр.

- Два главных двигателя, два больших генератора, кондиционер, постоянно работающие холодильники… Все это работало, но, бывало, с перебоями… Бразильская сборка – чуть получше китайской, но чуть хуже российской, - рассказывает Харитонов. - На стоянках у нас был подъем в восемь, завершение работы – в 5-6 вечера или пока не упадем от усталости, если это требовалось. Команда воспринимает яхту, как свой дом, а себя – семьей. Эти ребята в какой-то мере считают себя продолжением яхты. Однажды я, проснувшись, увидел, что все работают, случилось что-то незапланированное. Спросил, почему меня не разбудили. Они ответили: «Это надо чувствовать».

Александр стал членом экипажа, наравне с другими нес вахты, провел на яхте четыре месяца. Когда он впервые поднялся на борт, там были только Тристан и Яцек. Вскоре появился Хорн, познакомился и, взяв с собой француза, улетел на Камчатку. Александр и Яцек готовили яхту к походу.

Когда Хорн вернулся, они взяли курс на малазийскую часть Борнео. После приезда молодых экологов взялись за собственно программу. Молодежь учили плавать с аквалангом, для чего из Австралии пригласили двух инструкторов по дайвингу. А еще все вместе убирали мусор на островах.

- Там в море есть множество небольших необитаемых островов, очень красивых, - говорит Александр. - Но они и побережье Борнео замусорены. Мусор из Китая, Японии вплоть до пакетиков из супермаркетов пересекает Южно-Китайское море и оседает на берегу Борнео. Больше всего, конечно, пластика – пластиковых бутылок.

Кроме того, изучали биоразнообразие на коралловых рифах, в Тихом океане брали воду на пробу для поиска полиэтилена. Полиэтилен был изобретен в 1914 году, он до сих пор не разрушен. Говорят, в Тихом океане существует невидимый глазу полиэтиленовый движущийся остров площадью в несколько сот квадратных километров, сформированный морскими течениями. Он дрейфует между Сан-Диего и Японией. Этот полиэтилен попадает в организмы рыб, не исключено, что вместе с рыбой он попадает и в наши организмы…

От Борнео «Пангея» совершила переход к Канаде, откуда Александр направился домой. Но расстались они с Майком Хорном на том, что после завершения программы в США, они, возможно, встретятся и в походе на Амазонку, на Огненную землю наш путешественник присоединится к ним. Правда, в этих местах наш Харитонов уже бывал, а вот дальше «Пангею» ждет Южная Африка, где Александр побывать еще не успел. Не успел, но хочет, ведь открывать для себя новые места – это образ его жизни.

"