«Мост» под финансовым катком

«Мост» под финансовым катком

«Мост» под финансовым катком

1 декабря 2015, 14:13
Общество
Виктор Кузмин
«Мост» под финансовым катком

Чуть менее двух месяцев назад председатель республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев созвал пресс-конференцию, на которой фактически обвинил директора ГУП «Мост» Игоря Шарапова в доведении предприятия до предбанкротного состояния.

По мнению профсоюзного лидера, главным просчетом «Моста» стало заключение в январе прошлого года муниципального контракта на содержание петрозаводских дорог. В ходе аукциона стартовая цена контракта была снижена на четверть. Сергей Соловьев считает, что предприятие объективно не смогло бы выполнить контракт за «скромную» сумму в полмиллиарда рублей, распределенную на два с половиной года.

Игорь Шарапов категорически не согласен с этой точкой зрения. По его мнению, необходимо рассмотреть все обстоятельства и условия, при которых было принято решение об участии ГУП «Мост» в аукционе. Он напомнил, что фактически единственным видом деятельности ГУП РК «Мост» является выполнение комплекса работ по круглогодичному содержанию республиканских дорог, как следствие организация имеет в этой сфере богатейший опыт. Между тем, финансовое положения предприятия из-за задержки выплат за уже выполненные работы было непростым. В этих условиях принятие участия в аукционе на содержание еще и столичных дорог представлялось хорошим финансовым подспорьем для продолжения деятельности предприятия.

Тем более, что, по мнению руководителя государственной организации, заявленная начальная цена контракта в 600 миллионов рублей была явно завышена, в расчете на победу фирмы, «крышуемой» администрацией столицы Карелии.

- Вмешательства извне явно никто не ожидал, но тут появился «Мост», и спутал мэрии все карты, - рассказывает Игорь Шарапов. – Помимо всего прочего, я твердо убежден, что наводить порядок на карельской земле должны карельские компании, работу должны выполнять карельские рабочие на собственной технике.

На содержание дорог столицы Карелии в должном состоянии было запланировано 190 млн рублей – по мнению профсоюзного лидера, сумма явно недостаточная. Полемизируя с ним, Игорь Шарапов напоминает, что как в 2013, так и в 2014 году на дороги Петрозаводска мэрией выделялись сопоставимые суммы, однако карельская столица содержалась в относительном порядке. Более того, Санкт-Петербургская фирма ООО «ТехРент», с которым городская администрация заключила контракт после разрыва отношений с ГУП "Мост", также убирает город за те же 190 миллионов рублей.

- Учитывая обстоятельства, крайне маловероятным представляется то, что коммерческая фирма начала работать на невыгодных для себя условиях. Как следствие, утверждение, что контракт был заведомо убыточен для «Моста», не выдерживает никакой критики, - считает Игорь Шарапов.

Корни проблемы руководитель видит в том, что администрация Петрозаводска с первого дня работы государственного предприятия начала выдавливать организацию из рынка услуг, невзирая на все проблемы, которые этим создавались для жителей и гостей столицы Карелии.

Впервые в истории города за выполненные работы по уборке города в течении 6 месяцев не было выплачено ни копейки. И, по мнению руководителя предприятия, профсоюзник Соловьев может себе позволить как угодно относиться к Шарапову, и считать его причиной всех бед. Но первым делом он должен был встать на защиту работников «Моста», которые являются членами его профсоюзного подразделения, потребовать разбирательства по неоплате уже выполненных работ. Шестьсот работников поддерживали столицу Карелии в течение полугода, фактически бесплатно, зачастую недосыпая по ночам. И задача профсоюзного комитета была, вне зависимости от внутренних взаимоотношений, плечом к плечу с руководством ГУП «Мост» отстаивать перед администрацией столицы Карелии ущемленные права трудящихся.

Начало работы ГУП «Мост» в состоянии перманентного конфликта иначе, чем тяжелейшим, не назовешь. Предыдущая фирма под патронажем обвиняемого в совершении ряда экономических преступлений Василия Попова, ООО «Финекс-Инвест», прекратила всякую работу 25 декабря и отбыла перед одним из самых сильнейших в конце года снегопадов…

Выигравший аукцион, ГУП «Мост» в силу ряда юридических формальностей к работе не мог приступить, и воцарился хаос.

- Галина Игоревна до последнего надеялась на наш провал, чуть ли не грудью была готова лечь под снегоуборочную технику, лишь бы не допустить неугодную фирму до работы. 12 января 2015 года город был официально передан нашему предприятию в абсолютно запущенном и убитом состоянии. И сразу же возникла масса претензий администрации о том, что город находится ужасном положении. Каждый день составлялось не менее 100 актов и протоколов. Писались предписания и заявления в прокуратуру. В те дни создавалось ощущение, что работа всех госслужащих администрации сводилась к тому, чтобы развалить «Мост», - вспоминает Игорь Шарапов.

Работа не принята и не оплачена до сих пор. При том, что всю зиму город содержался. Да, не идеально, признает руководство предприятия, но кто бы мог выполнять все необходимые работы в условиях постоянного противодействия городской администрации? Вплоть до сверхрегулярных проверок аптечек, огнетушителей и справок о здоровье у водителей снегоуборочной техники.

Завершая печальную историю борьбы небольшого предприятия со всем чиновничьим аппаратом, Игорь Шарапов назвал глубоко символичным, что ГУП «Мост» получил уведомление о расторжении контракта как раз после того, как депутаты Петросовета поставили Галине Ширшиной «двойку» за исполнение своих должностных обязанностей.

Ситуация с содержанием республиканских дорог в условиях непрекращающегося экономического кризиса также достаточна сложна. С января 2015 года большинство государственных контрактов на содержание региональных дорог выиграла фирма «СК «Мир» из Санкт-Петербурга. Затем эта организация обратилась к ГУП «Мост» с предложением заключить договор субподряда на выполнение работ по содержанию республиканских дорог в тех районах, где «СК «Мир» стал победителем. Одним из условий был предусмотрен генподрядный процент в размере 15%.

Здесь требуется небольшая расшифровка. Генподрядный процент – это та сумма, которую подрядная организация перечисляет организации-нанимателю. По утверждению Сергея Соловьева, он мог бы быть в два раза меньше.

В свою очередь Игорь Шарапов напоминает, что январь 2015 года отличался от прочих резким падением экономического производства, продолжающейся девальвацией рубля и другими негативными моментами. Банки предоставляли кредиты под заоблачные проценты, а ряд достаточно крупных предприятий республики вообще не мог получить никаких средств. В этих условиях 15%, из которых большая часть пошла банку, – это скорее достижение, чем предмет для критики.

- Как должен был бы поступить ответственный руководитель? Отказаться заключать договор и фактически остановить предприятие или взяться за работу? По мнению господина Соловьёва, видимо, надо было остановиться и похоронить «Мост» сразу же. А я принял другое решение: согласился взяться за работу, понимая, что другой работы для «Моста» нет и не будет. Следовательно, по логике господина Соловьёва, получается, что попытка спасти предприятие - это бездарность? Ну, каждый делает выводы сам, - отвечает на критику Игорь Шарапов.

Как уже говорилось, большинство госконтрактов на содержание региональных дорог выиграла фирма «СК «Мир». А кто же выиграл меньшинство? Ответ – никто. Дорожная сеть четырех районов — Медвежьегорского, Пудожского, Муезерского и Сегежского - осталась безхозной.

- Осознавая всю степень экономической, политической и социальной ответственности, мы просто не могли бросить эти районы на произвол судьбы. После сложных переговоров нами была достигнута договоренность, что республика впоследствии компенсирует расходы, понесенные на содержание этих дорог, - вспоминает Игорь Шарапов.

Следует отметить, что Шарапов возглавил предприятие в декабре 2014 года, когда оно уже находилось в тяжелейшем финансовом состоянии. Между тем, уже при нынешнем руководстве «Мосту» удалось отсудить у предыдущего генподрядчика, ЗАО УК «Стройгазинвест», за содержание региональных дорог 71 миллион рублей.

- В сухом остатке получается, что размеры кредиторской и дебиторской задолженности на сегодняшний день примерно равны. И в случае выполнения контрагентами своих обязательств перед «Мостом» мы в состоянии рассчитаться со всеми кредиторами и, соответственно, выйти из предбанкротного состояния, - резюмировал Игорь Шарапов.

Сюжеты:
Статьи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter