Posted 1 августа 2022, 05:00
Published 1 августа 2022, 05:00
Modified 30 октября 2022, 21:41
Updated 30 октября 2022, 21:41
Наделить эксклюзивными привилегиями регулирования цифровой наружной рекламы одну единственную компанию предложил один из депутатов «Единой России». Компания-монополист сможет размещать рекламные конструкции на любых коммерчески выгодных площадях, которыми могут стать и объекты культурного наследия. Никаких ограничений в этом вопросе новый закон не предусматривает. Не оговаривается даже размер оплаты, которую единый оператор вправе потребовать за свои услуги. Кроме того, компания начнет контролировать объявления физических лиц, размещая их на своем сайте.
Ранее региональные администрации оказывали непосредственное влияние на объекты наружной рекламы. Местные власти старались работать в данной сфере с учетом географических особенностей населенных пунктов и сохранять их уникальную архитектуру. При вступлении в силу нового законопроекта лишь одна компания будет принимать решения относительно установки рекламных щитов. Она же будет регулировать и смысловое содержание носителей, сообщает lenta.ru.
С большой степенью вероятности компания-монополист будет зарегистрирована в столице России. Такой подход вызовет уничтожение рынка наружной рекламы в Карелии и отнимет у региона один из источников пополнения бюджета. Кроме прочего, будет нанесен удар по сфере влияния главы региона, Артура Парфенчикова.
В защиту местных операторов высказались и в ФАС. Яна Склярова, замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы уверяет, что закон угрожает прочим участникам рынка. Чиновник считает, что соединение в одном предприятии функций хозяйствующей структуры и госоргана не отвечает правилам антимонопольного законодательства. Она полагает, что прочие участники рынка рекламы будут подвергнуты дискриминации.
Кроме того, Склярова обратила внимание на отсутствие в документе пункта о регулировании ценовых вопросов для компании-монополиста, а также на неправомерность игнорирования существующих законодательных норм охраны объектов культурного наследия и ГОСТов, разработанных для конструкций наружной рекламы. Также чиновник сообщила об обнаружении «неконкурентных процедур» в законопроекте, в рамках которых оператор имеет право, избегая торгов, заключать контракты на тридцатилетний срок. В данных условиях для малых и средних предприятий в сфере рекламы шансов на существование практически не остается.
Помимо этого, эксперты полагают, что при вступлении в силу нового законопроекта главы регионов будут лишены политических полномочий в вопросах контроля медиа-среды, касающейся наружной рекламы.
Многие парламентарии также настроены против принятия законопроекта. Сергей Миронов, руководитель партии «Справедливая Россия», высказал мнение о недопустимости возникновения монополиста на рекламном рынке и сообщил, что их фракция голосовала «против». Политик уверяет, что вслед за одобрением законопроекта последует увольнение десятков тысяч россиян и ухудшение облика населенных пунктов. Помимо этого, по прогнозам парламентария, огромное количество физлиц, привыкших пользоваться сервисами частных объявлений, также пострадает от этого нововведения.
Валерий Гартунг, член «Справедливой России», глава комитета Госдумы по защите конкуренции, выступил за снятие с рассмотрения резонансного законопроекта, так как он может совершенно уничтожить рекламный рынок в России.
Леонид Слуцкий, руководитель ЛДПР, также не сомневается, что новый закон спровоцирует закрытие десятков рекламных фирм, работающих в сфере «наружки». Партия проголосовала против принятия закона, поскольку он сформирует монополизацию рекламного рынка.
Николай Арефьев из партии КПРФ заметил, что документ не способствует поддержанию нацбезопасности и напомнил, что его автор не продемонстрировал ни одного примера баннеров, противоречащих интересам России.
В региональных отделениях ЕР тоже высказывались против принятия законопроекта и даже приступили к составлению списка замечаний к нему. Несколько замечаний уже направлены главе Госдумы Вячеславу Володину, а также в ФАС и Совет Федерации. Член ЕР Николай Будуев признался, что закон не был согласован с региональными властями, ФАС и рекламным сообществом, при этом в его рамках эксклюзивными правами было наделено единственное частное предприятие.
Сами работники сферы наружной рекламы очень встревожены и обращаются к парламентариям и региональным властям с просьбами выступить в их защиту, не допустить появления единого оператора и сохранить в стране конкурентный рынок.