Posted 28 декабря 2012,, 10:03

Published 28 декабря 2012,, 10:03

Modified 12 ноября 2022,, 09:18

Updated 12 ноября 2022,, 09:18

Главное – выиграть конкуренцию за инвестора

28 декабря 2012, 10:03
Главное – выиграть конкуренцию за инвестора
Сюжет
Статьи

Социально-экономическое развитие любого региона во многом определяют инвестиции. С появлением новых современных предприятий, модернизацией уже имеющихся растут объемы производства, пополняется бюджет территории, создаются новые рабочие места, а, следовательно, сокращается уровень безработицы, появляется уверенность людей в завтрашнем дне. Об инвестиционном климате в Карелии, работе с действующими и потенциальными инвесторами, существующих в этой сфере деятельности проблемах и их решении, мы беседуем с заместителем министра экономического развития республики Сергеем Алимпиевым.

Возросли объемы инвестиций

- Как сложился уходящий год в плане привлечения инвестиций в экономику республики?

- В целом об итогах года пока можно говорить только оценочно. По сравнению с 29 миллиардов рублей в 2011 году, к концу нынешнего мы ожидаем более 32,5 миллиардов рублей инвестиций. Что же касается итогов 9 месяцев, то вложения в основной капитал в сопоставимых ценах составили 111 % к аналогичному периоду прошлого года.

- Какие отрасли получили наибольший приток инвестиций?

- Заметно выросли инвестиции в обрабатывающие производства, конкретно в обработку древесины и изготовление изделий из дерева, где рост составил 14%. Кроме того, в ведущую группу, определяющую инвестиционную картину республики входит добыча полезных ископаемых (вложения в нее, правда, немного сократились), производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь.

- Какие объекты введены в строй, и что это даст республике в ближайшие годы? Также хотелось бы узнать о проведенной технологической модернизации предприятий Карелии и будущих перспективах, связанных с этим.

- В ближайшее время будет введен ДОК «Калевала» в Петрозаводске. Здесь уже установлено оборудование, проведена его наладка. Мы возлагаем очень большие надежды на это предприятие.

Отмечу также ввод карьера в Кондопожском районе с участием немецкого капитала. Во многих проектах мы связаны с привлечением ресурсов из-за пределов республики. Особенно значимы для нас проекты, связанные с привлечением зарубежных вложений. Западный бизнес выстроен таким образом, что очень много внимания уделяется не только формальной, но и неформальной стороне дела. Она заключается в возникающем доверии друг к другу. Проект реализован на высоком технологическом европейском уровне: с шумо- и пылеподавлением, так как это должно быть.

Важно устранить административные барьеры

- С какими проблемами сталкиваются инвесторы, намеревающиеся участвовать в крупных инвестиционных проектах в республике?

- Инвестор сталкивается с характерным для России в целом набором проблем, в одних регионах ситуация чуть лучше, в других – хуже. У нас средние показатели. Инвесторы, прежде всего, придают значение инвестиционной среде, административному сопровождению, доступу к инфраструктуре, скорости оформления разрешительных, регистрационных и других документов. Приведу такой пример. Мы в очередной раз участвовали в обследовании, проведенном Всемирным банком. Три года назад при таком же обследовании Карелия была наверху списка, тогда в нем участвовали 10 регионов. На этот раз их было больше, но мы сохранили свои позиции в первой трети списка.

Каждый инвестор сталкивается с необходимостью прохождения административных процедур. Нужно пройти множество согласований, на каждом этапе тратится довольно много времени.

Какие меры предпринимает Министерство экономического развития, чтобы упростить этот этап? У нас разработан конкретный алгоритм действий на каждом этапе, понятно к кому обращаться, понятен набор документов.

В республике не первый год действует Корпорация развития. Сегодня там работают специалисты и руководители с пониманием как поставленных задач, так и способов их достижения. Об итогах ее работы пока говорить преждевременно, но мы все больше привлекаем Корпорацию к сопровождению инвестиционных проектов.

На днях депутаты Законодательного Собрания приняли в первом чтении закон об инвестиционной деятельности. В рабочую группу по разработке этого важного документа были привлечены депутаты, представители исполнительной власти и Корпорации развития. Мы изначально хотели создать закон, который будет полезен на практике максимальному числу заинтересованных людей.

Мы давно реализуем озвученный для всех инвесторов тезис: если вы не знаете, куда обратиться, приходите в Министерство экономического развития, мы поможем разрешить вам все любые вопросы на любом уровне. Это может быть соответствующее отраслевое министерство, рабочая группа, возглавляемая заместителем Главы республики, межведомственная комиссия по размещению и развитию производительных сил под руководством Главы РК.

Вопросы привлечения финансовых ресурсов инвестор решает самостоятельно. Хотя в этом году у нас был хороший пример по привлечению международных средств под гарантии Правительства республики для строительства новой очереди очистных сооружений в Петрозаводске. Применялась очень сложная схема финансирования. Это и средства предприятия-инвестора, и заемные банковские деньги, и гранты международных фондов и т.д. Я говорю это для того, чтобы показать, что мы можем работать с проектами любого масштаба и уровня сложности.

Пудожский мегапроект – это две Костомукши

-Глава республики Александр Худилайнен после встречи с Президентом России Владимиром Путиным на пресс-конференции, говорил журналистам о Пудожском мегапроекте, судьба которого будет решаться на заседании Правительства РФ в первом полугодии 2013 года. Расскажите вкратце об этом проекте, в частности, о том, над чем сейчас работает объединенная группа ученых Санкт-Петербурга и Карельской Академии наук в плане продвижения этого проекта.

-Этот вопрос значительно выше моей компетенции. По масштабу, по значимости он, возможно, даже превосходит национальный уровень, скорее это международный проект. Для аналогии приведу пример Костомукши, где горнообогатительный комбинат создавался силами двух государств: Советского Союза и Финляндии. Так вот Пудожский мегапроект – это две Костомукши. Там будет несколько обогатительных комбинатов, будут произведены большие вскрышные работы, значительный объем транспортного строительства.

Как формировался трудовой коллектив на костомукшском горнообогатительном комбинате? Железнодорожными составами привозили молодежь с Украины и Белоруссии. Сегодня такой инструмент не доступен. Изменились экономика, ее уклад. Речь идет о создании 25 тысяч рабочих мест. Это точно не карельский масштаб, поэтому вопрос и выносился на уровень Президента, потому что без поддержки федерального центра не возможно осуществление этой огромной задачи. Ведь кроме технических моментов, выдачи лицензии и так далее, нам важна и другая поддержка нашей инициативы: организационная, административная, инфраструктурная.

Поэтому Президент принял решение о рассмотрении вопроса на заседании Правительства Российской Федерации. Сейчас готовятся документы для того, чтобы всесторонне осветить суть и целесообразность реализации мегапроекта и принять решение. Вряд ли кто-то считает, что проект, который измеряется в сотнях миллиардов рублей и в несколько раз превышает годовой бюджет Карелии, может быть легко реализован. Конечно же, нет. Мы находимся не в административно-командной системе, а в рыночной. Необходимо собрать в одной точке очень большое количество интересов: государственных, оборонных, международных, частных, социальных, экологических, поскольку Пудож – это наш нетронутый край. На одной чаше весов первозданная природа, на другой – отсутствие доступности для населения железной дороги. Таких «весов» при оценке этого проекта довольно много. Надо отдавать отчет в том, что реализация такого уровня экономических проектов требует максимального напряжения и вовлеченности всех потенциально и реально заинтересованных слоев населения, оценки их позиций в решении этого вопроса. Это необходимо, чтобы свести к минимуму возможные риски.

Карелия должна стать узнаваемой

- В Концепции социально-экономического развития Карелии на период до 2017 года говорится о том, что в экономической политике основным приоритетом в работе Правительства республики станет привлечение инвестиций. Какие основные задачи предстоит решить для этого?

- Создать условия, при которых Карелия будет выигрывать в конкурентной борьбе за инвестора. Это обширная формулировка, она вбирает в себя и благоприятные административные условия, и узнаваемость республики, которая, надо признать, в настоящее время находится не на высоком уровне. До сих пор мы недостаточно внимания уделяли продвижению Карелии. Конечно, мы это делали, но как показывает практика, этого явно мало. Если спросить среднего жителя России, какие из 83 субъектов страны он назовет на память, то вряд ли Карелия окажется в первой тройке или десятке регионов.

Поэтому мы планируем представлять республику в Совете Федерации, в планах – зарубежные бизнес-миссии для презентации малого бизнеса Карелии, участие в разнообразных туристических выставках, других отраслевых специализированных мероприятиях. То есть, прежде всего, предстоит решить три задачи: создание благоприятной административной среды, обеспечение узнаваемости республики и инфраструктурную готовность.

На инвестиционном рынке есть соответственно спрос и предложение. Даже для России в целом этот вопрос не простой, инвесторы то приходят, то уходят, доверие то выше, то ниже. Говоря об инвестиционном предложении, приведу такой пример. На международной выставке слева от нашего стенда представлена Республика Татарстан с огромными бюджетными возможностями, справа – Краснодарский край с реализуемым федеральным проектом, далее расположены Калининградская, Ленинградская и Московская области. Как бы тяжело ни было, каким бы сложным ни был у нас бюджет, мы обязаны выставлять на рынок подходящий, адекватный инвестиционный продукт. Иначе клиент, который несет с собой инвестиционный спрос, сделает выбор в пользу наших ближних и дальних соседей.

Поэтому необходимы усилия по оформлению промышленного парка, проработка вопроса создания технологической деревни, составление паспортов, так называемых гринфилд- и браунфилд- площадок (первые в чистом поле, вторые на базе существовавших когда-то предприятий), множество других усилий, конечной целью которых является открытая для гостей и инвесторов Карелия, готовая к деловому взаимодействию со всеми, кто понимает и уважает жителей республики и их интересы.

Лед тронулся…

- Следующий вопрос как раз по инфраструктуре. Какие меры намечены в отношении развития инфраструктуры для инвестиций?

- Что касается инфраструктуры, то существует, как минимум, две категории: инженерная, куда входят дороги, водопровод и канализация, связь, доступ к электроэнергетическим ресурсам и так далее, и организационная. Мы сильны в информационной открытости. Есть специализированный двуязычный сайт с базой проектов и площадок. Предположим, что заочно инвестор с нами познакомился, подумал: почему нет, приехал в Карелию. В республике 18 муниципальных территорий. Куда кинуть взор инвестору? Проводником в этих вопросах является Корпорация развития, о которой мы уже упоминали.

Другой вопрос – получение кредитных ресурсов, крупные проекты без них невозможно реализовать. Для инвестора важно наличие банков на территории региона, их количество и возможности, их лимит по принятию решений. Важно и другое - насколько знают карельские банки в Санкт-Петербурге и Москве, где расположены основные офисы, каков уровень взаимодействия.

Одной из форм подготовки инженерной инфраструктуры являются промпарки. Что касается промышленных парков, то ближе всего к их созданию мы подошли в наших многострадальных моногородах. Это 10 точек на территории республики, которые имеют наибольший риск осложнения экономической ситуации. Промышленный парк – это промышленная зона, управляемая из единого центра. Там может находиться сразу несколько производств, скажем, 5-10. Они уже не решают вопросы подключения к электрическим сетям, водопроводу, таможенного оформления, налогового сопровождения. Они приходят и начинают работать.

- Сергей Вячеславович, про организационную инфраструктуру вы достаточно подробно рассказали. Как все-таки быть с нашими дорогами?

- Для решения дорожных проблем существует мощный инструмент с большим денежным наполнением – Дорожный фонд Карелии. Этот финансовый источник измеряется миллиардами рублей и, безусловно, работает на обозначенную выше задачу. На 2013 год в этом фонде предусмотрено около 3 миллиарда рублей. Эти средства расходуются не только на решение инвестиционных вопросов, ведь дороги влияют на все сферы нашей жизни.

Сегодня, когда построена прекрасная дорога, пусть и за счет других источников, к нам значительно стал ближе Санкт-Петербург. Когда мы говорим о попытках разместить в Карелии элементы производства автокомпонентов, то, безусловно, помним о том, что до северной столицы сейчас можно домчать за 4 – 4,5 часа. Это приемлемое транспортное плечо. А ведь «Кола» и дальше развивается. Кроме того, федеральная дорога проходит через Приозерск и Сортавала.

- Какие стимулирующие меры предусмотрены для будущих инвесторов?

- В прежней редакции закона об инвестициях помимо организационной, информационной и других видов поддержки, существовали три формы финансовой поддержки. Сейчас добавились еще три: налоговые кредиты и две формы, связанные с предоставлением земли для реализации проектов. Кроме того, в новый законопроект введены две категории инвесторов: инвестиционные проекты и приоритетные инвестиционные проекты. Они отличаются сроками предоставления названных шести форм поддержки.

Например, если обычный инвестиционный проект может получать поддержку на период окупаемости, то приоритетный - еще дополнительно на два года. К ним относятся проекты, реализуемые по приоритетным направлениям экономики республики, осуществляемые в наиболее сложных условиях районах, скажем, в отдаленных поселках. Также учитываются объем инвестиционных вложений и количество создаваемых рабочих мест. То есть, принятие закона позволит дифференцированно подходить к инвесторам.

-Новые объекты 2013 года. Что будет построено и модернизировано в республике?

- В следующем году запланирован ввод ряда крупных объектов в горнодобывающей промышленности, гидроэнергетике, в туристическом бизнесе и коммунальной сфере.

"