Что нас ожидает?

Что нас ожидает?

Что нас ожидает?

28 февраля 2012, 13:13
Политика
Что нас ожидает?

Серьезный пропагандистский заряд заложен в программных статьях премьер-министра Владимира Путина, кандидата на пост Президента РФ на предстоящих 4 марта выборах. Над их содержанием явно работали лучшие интеллектуалы правящих структур, которые давно вынашивали прежде не востребованные идеи, оценки, предложения, а к президентским выборам как раз созрел целый букет новых обещаний. Но меня терзает смутное сомнение: что может нас ожидать, если заявленная программа будет реализовываться привычными полумерами?

Роль Путина в истории

Заслуги В. Путина перед Отечеством состоят в защите его целостности, стабилизации социально-экономической обстановки и восстановлении российской государственности после раздрая бестолковых ельцинских реформ, грозивших народу полным обнищанием, а стране полураспадом. Эту историческую миссию он выполнил жестко и твердо, как подобает опытному офицеру госбезопасности.

Ему удалось взять под госконтроль и так не слишком свободную предпринимательскую деятельность. Кого-то из бизнесменов прессанули силовыми методами, кого-то экономически принудили к исполнению новых налоговых условий. Перераспределение доходов от нефти и газа в пользу госбюджета позволило отчасти обеспечить исполнение насущных социальных обязательств государства и создать финансовую подушку стабфонда, выручившего Россию в период обострения мирового экономического кризиса.

Важную роль сыграл ВВП на международной арене, защищая интересы России в сложных внешнеполитических сношениях.

Но сейчас условием скорейшего развития страны становится решение сложнейших экономических задач, для чего знаний даже классного сотрудника ФСБ может оказаться маловато. А уж в отношении обустройства демократического гражданского общества его прежний служебный опыт и навыки скорее будут мешать.

Стратегия лозунгов и тактика перехватов

Уроки прошлого связаны с характерной для В. Путина склонностью к стратегии так и не осуществленных лозунгов. Широко рекламировавшиеся нацпроекты «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие агропрома», «Доступное и комфортное жилье» были затеяны во время второго президентского срока Путина с прицелом на заметный рост под особое финансирование, но при отсутствии решительных сдвигов полузабыты. Как и другая не менее памятная установка на форсированное удвоение ВВП.

Не выполнив обещания по сдерживанию темпов роста энерготарифов после упразднения РАО «ЕЭС», он попытался взяться за болезненную реформу всего комплекса ЖКХ. Много ли проблем удалось здесь решить? Народ по-прежнему стонет от разрушения инженерных сетей, участившихся аварийных ситуаций, произвола управляющих компаний в нечестной игре с коммунальными тарифами. А уж о масштабах разгулявшейся по вертикали власти коррупции сегодня не говорит только ленивый.

Складывается впечатление, что о многолетнем усугублении ряда социальных проблем наш премьер-министр с удивлением узнавал лишь на предвыборных встречах с электоратом под эгидой «Народного фронта», вдруг ставшего вытеснять при сопровождении его мероприятий обанкротившуюся партию власти «Единая Россия». Как так повысили зарплату только врачам-специалистам (и то не всем!), а про медсестер и санитарок забыли? Неужели увеличение фондов оплаты труда педагогов коснулось исключительно школьных учителей (и то не всех!), а система дошкольного образования из внимания выпала? Правда ли, что и у других бюджетников низкие оклады – это же стыдно, надо срочно увеличивать! Вот мы для спокойствия сначала повысим втрое денежное довольствие сотрудников армии и всех силовых структур, а потом непременно остальным что-нибудь останется…

Еще в недавней кампании по выборам депутатов Госдумы РФ политтехнологи власти взяли на вооружение тактику перехвата идей политических конкурентов, продолженную в президентской гонке. Миронов педалирует на социальную справедливость – так и мы ее дадим всем (кому хватит). Зюганов требует национализации природных богатств – но ими же и так сам народ распоряжается в лице государства (без учета откатов чиновникам). Жириновский ратует за права русских – ну, ему не мешает прописать ликбез по национальному вопросу в отдельной статье, не исключив при этом возврат Миннаца (возможно, с особым русским отделом). Прохоров заявляет не о модернизации устаревшей экономической системы, а о необходимости новой индустриализации – давно пора (мы, оказывается, именно к ней 12 лет готовились!)

Все оппоненты настаивают на разрушении излишне жестких властных вертикалей, на решительных демократических новшествах, на возврате к избранию народом губернаторов, на уважении прав личности и гражданского общества – извольте, у нас уже под это законопроекты заготовлены (не вздумайте говорить, что мы испугались каких-то болотных бандерлогов).

От стабильности к стагнации

В. Путин – блестящий мастер сдерживания и силового давления, вполне способный гарант стабильности и модернизации консерватизма. Однако серьезные вызовы ближайшего будущего потребуют совершенно других подходов к ускорению экономического развития страны. Обратим внимание на два существенных момента.

Первый – преодоление коррупции. С. Миронов и М. Прохоров требуют ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, признать несовместимыми государственную службу и предпринимательскую деятельность; установить строгий контроль за доходами и расходами лиц, занимающих посты в структурах власти, и членов их семей…

В. Путин допускает контроль за крупными расходами только в отношении «коррупционно опасных должностей в аппарате исполнительной власти и менеджменте госкорпораций», но отнюдь не всей чиновной бюрократии, на которую опирается. Половинчато, а потому малоэффективно. Такой фактор сдерживания грозит переходом от стабильности к стагнации.

Второе важное обстоятельство – отношение к энергосырьевым ресурсам. В США разработана новейшая технология производства газа и нефти из глубоко залегающих под землей сланцевых пород. Ее себестоимость уже сейчас дешевле добычи природного топлива в нашей Сибири, что даст вскоре возможность не только оживить американскую экономику на основе удешевления энергопотребления, но и заместить нефтегазовый экспорт из России в Европу. По прогнозам это может произойти в ближайшие 3-5 лет. Добавим, что в США 70%, а в России всего 7% мировых запасов сланцев.

Ставка Путина в экономике – доходы от экспорта нефти и газа, в том числе через северный и южный потоки. А, например, Прохоров предлагает взяться за перевод снабжения отечественных потребностей с нефтяного на более дешевое газомоторное топливо, освободив дорогое и качественное сырье для развития современного комплекса нефтехимической промышленности. Так будет выгоднее. Вот пример инновационного, экономически обоснованного подхода. Понятно, что если Прохоров за это возьмется, он сделает, а доверия к Путину в таких вопросах нет, именно потому, что он и его команда этого не умеют.

Настала пора рассматривать идеи скорейшей индустриализации страны с точки зрения их практического экономического эффекта, а не эффектных лозунгов. Сколько уж сломано копий по поводу обеспечения благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Каков промежуточный результат? Развалившиеся местные предприятия, леспромхозы, совхозы, фермы, связанные с этим упадок и безработица в глубинке, плюс «оптимизация» культуры, образования, здравоохранения… В этих условиях оптимистичный премьер-министр ставит новую задачу: создание в ближайшие годы 25 миллионов рабочих мест для квалифицированных кадров! Кто и как их создаст, в каких отраслях, за счет каких стимулов и ресурсов? Вы в это верите? Тогда пусть сбудется то, чего не миновать.

Сюжеты:
Статьи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter