Posted 28 января 2017,, 12:19

Published 28 января 2017,, 12:19

Modified 12 ноября 2022,, 08:07

Updated 12 ноября 2022,, 08:07

В приоритете - развитие различных форм торговли

28 января 2017, 12:19
В приоритете - развитие различных форм торговли
Сюжет
Статьи

Торговая отрасль является одной из важнейших в экономике республики. Состояние и эффективность функционирования ее непосредственно влияют как на качество жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. О том, как складывается ситуация в отрасли, мы беседуем начальником отдела торговой деятельности и потребительского рынка Министерства экономического развития и промышленности Карелии Татьяной Черечукиной.

- Вы совершенно правильно отметили роль торговли, - говорит руководитель отдела. –Деятельность в этой сфере привлекательна не только для торгующих организаций и предпринимателей, выгодна она и властям всех уровней. Ведь это один из стабильных источников налоговых поступлений в бюджеты территорий, а также один из каналов занятости населения, включая его самозанятость. В торговой отрасли Карелии занято порядка 26,4 тыс. человек, или 13,3% занятого населения региона.

- Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов экономики. Тем не менее, еще в 2015 году в республике, как и по всей Российской Федерации, наметилась тенденция снижения оборота розничной торговли, происходящая на фоне снижения покупательской способности, роста цен на товары и перехода домашних хозяйств к избирательно-сберегательной модели текущего потребления. Каковы итоги прошлого года?

- В 2016 году по сравнению с предыдущим годом в Карелии снижение розничного товарооборота замедлилось, однако ситуация в экономике страны оказывает негативное влияние и на развитие потребительского рынка. По итогам 2016 года оборот розничной торговли республики составил порядка 106,4 млрд. рублей (в 2015 году – 105,1 млрд. руб.), и уменьшился в сравнении с предыдущим годом на 4% в сопоставимых ценах, то есть с учетом инфляции. Сокращение потребительского спроса характерно и в целом для Российской Федерации, за 11 месяцев 2016 года снижение розничного товарооборота по РФ составляло 5,1% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2015 года.

Несмотря на снижение объемов розничного товарооборота, в целом товарный рынок республики стабильно насыщен потребительскими товарами, товарные запасы составляют порядка 36-38 дней торговли.

- Последнее не может не радовать: мы обеспечены продовольствием и товарами впрок. Однако я хочу перевести нашу беседу в другую плоскость. В Петрозаводске в последнее время активно открываются новые магазины крупных торговых сетей: «Магнит», «СПАР», «Пятерочка» и другие. Насколько это оправданно, нет ли переизбытка?

- Торговая отрасль очень подвижна, и мы с Вами свидетели процессов её развития. Если бы не было спроса, то и сетевые магазины не открывались бы. Конкуренция между ними в конечном итоге благоприятна для покупателя, это относится не только к ценам на товары, их ассортименту, культуре обслуживания и шаговой доступности к торговым объектам. На начальном этапе много говорилось о том, что в магазинах федеральных торговых сетей не представлены товары местного производства, но за последние время эта ситуация изменилась и практически в каждом таком магазине можно найти товары, произведенные в Карелии.

Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года определены основные задачи развития торговли. Одной из них является формирование и обеспечение функционирования многоформатной торговли.

Что это значит? Это значит, что государство ставит задачу создания условий для развития различных форм торговли. Это и торговые сети, и магазины «шаговой доступности», и нестационарная торговля. Большое внимание уделяется развитию ярмарочной торговли, созданию рынков. Одним из шагов к решению этой задачи будет внесение изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроект уже разработан Правительством Российской Федерации и в настоящее время проходит процедуру публичного обсуждения.

Необходимо отметить, что в последнее время получила развитие такая форма, как «Интернет-торговля». В настоящее время данное направление регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации. В целях совершенствования организации данного формата Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2017 году планируется разработать стратегию «Интернет-торговли».

- Как обстоят дела с развитием многоформатной торговли в Карелии?

- По итогам 2016 года в республике достигнута положительная динамика развития различных форматов торговли. Так, по оперативным данным органов местного самоуправления торговые площади предприятий розничной торговли увеличились в 2016 году по сравнению с предыдущим годом на 2,8% за счет ввода в действие новых объектов и реконструкции имеющихся.

По состоянию на 1 января 2017 года в муниципальных образованиях республики функционируют 1038 нестационарных торговых объектов, включая мобильные торговые объекты, что на 22% превышает соответствующий показатель за аналогичный период прошлого года.

Развивается сеть магазинов «эконом-класса», предприятий, реализующих товары по социальным картам, картам единой студенческой дисконтной системы «СТЭК», единой дисконтной картой «ВПРОК» для пенсионеров, дистанционная торговля. Предоставление услуг розничной торговли жителям малонаселенных сельских пунктов с численностью до 100 человек, по-прежнему обеспечивает система Карелреспотребсоюза, которой принадлежит 4% торговых объектов республики. При этом доля удаленных (труднодоступных) сельских населенных пунктов, обслуживаемых организациями потребительской кооперации, составляет порядка 20 процентов.

В настоящее время в республике осуществляет деятельность только один универсальный розничный рынок. Безусловно, мы работаем в этом направлении. В соответствии с планом, утвержденным приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Карелии предусмотрена организация еще 8 розничных рынков.

В целях содействия сбыту местным производителям в республике осуществляется проведение ярмарочных мероприятий. За 2016 год организовано и проведено 397 ярмарок, что соответствует утвержденному плану. Было создано 3,1 тысячи торговых мест, количество участников составило порядка 4 тысяч человек. Сумма товаров, реализованных на ярмарках, составила 63,7 млн. рублей. Согласно Плану проведения таких мероприятий на территории Карелии на 2017 год предусмотрено проведение 417 ярмарок, в том числе 30 сельскохозяйственных (с Планом можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономического развития и промышленности РК, в разделе «торговая деятельность»).

В настоящее время Правительством республики для создания системы позиционирования и эффективного продвижения продукции карельских товаропроизводителей разрабатывается Комплексная программа продвижения продукции карельских производителей на рынках.

В Карелии имеется потенциал торговых площадей, использование которых позволяет расширять возможности по реализации продовольствия местными производителями (в т.ч. сельскохозяйственными производителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами).

В 2017 году в Карелии будет продолжена работа по развитию многоформатной розничной торговли, в том числе открытию нестационарных и мобильных объектов торговли, рынков и организации ярмарок. Это позволит повысить качество торгового обслуживания населения на новый уровень, приблизить его к покупателю.

- Какова обеспеченность торговыми площадями на душу населения в Петрозаводске, других городах и районах республики?

- Министерство экономического развития и промышленности Карелии разработало новые нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Проект нормативно-правового акта в настоящее время проходит процедуру согласования. Прошлые нормы, действовавшие с 2011 года, утратили свою силу.

Согласно проекту, в целом на 1000 жителей республики должно приходиться не меньше 551,6 квадратных метра стационарных торговых объектов. Из них 187,5 кв. метра для магазинов с продовольственными товарами, 364,1 кв. метра - непродовольственными. До этого общий норматив по республике составлял 471,8 кв. метра.

В целом по муниципальным районам и городским округам республики нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов увеличены.

По расчетным данным фактическая обеспеченность населения региона площадью торговых объектов превышает разработанный норматив в 1,4 раза, но вместе с тем есть муниципальные районы, где указанный показатель ниже минимальных порогов.

Следует отметить, что проектом предусмотрены нормативы минимальной обеспеченности населения муниципального образования площадью торговых объектов местного значения. Под «торговыми объектами местного значения» понимаются магазины и павильоны с площадью торгового объекта до 300 кв. м., за исключением размещаемых в крупных торговых центрах (комплексах). Иными словами, указанный показатель призван оценить обеспеченность населения магазинами «шаговой доступности» и учитывает радиус зоны обслуживания, плотность населения муниципального поселения.

Необходимость торговых объектов любого формата определяется исключительно спросом населения и готовностью бизнеса к созданию новых объектов. Превышение минимальных нормативов является одной из важнейших задач органов местного самоуправления. Новые нормативы будут учитываться в документах стратегического планирования развития торговой отрасли в республике.

Полагаем, что совместные усилия органов власти и предпринимательского сообщества приведут к достижению поставленных целей и улучшению качества и доступности услуг торговли для населения.

"