Posted 27 декабря 2013,, 11:24

Published 27 декабря 2013,, 11:24

Modified 12 ноября 2022,, 09:05

Updated 12 ноября 2022,, 09:05

Страница перевернута

27 декабря 2013, 11:24
Страница перевернута

Смотри: наш день восходит чисто,

Ночной рассеялся туман,

Играя далью золотистой,

Нас манит жизни океан,

Уже надутое ветрило

Наш челн уносит в новый край...

Не вспоминай о том, что было,

И взор обратно не кидай!

А.К.Толстой

Шестого декабря состоялась сессия Совета депутатов Пудожского муниципального района, на которой был завершён непростой процесс формирования высших органов местного самоуправления Пудожского района – избран глава районной администрации. На этот пост претендовало 4 человека, однако двое из них, в том числе зам. председателя «Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления» Владимир Войнов, сошли с дистанции ещё на этапе отбора конкурсной комиссией. Остались двое претендентов -- глава Красноборского сельского поселения Пудожского района Владимир Ересов и работник частного предприятия, бывший в прошлом зам. главы администрации Пудожского района, а позже зам. министра Министерства строительства Карелии (до упразднения этой должности в результате слияния министерств) Николай Скресанов.

По результатам тайного голосования 14 голосами против 9 при одном отсутствующем депутате, главой администрации Пудожского муниципального района выбран Владимир Ересов. По раскладу голосов логично предположить, что новый глава администрации района был избран голосами депутатского объединения «Народный депутат» состоящего из 11 депутатов-справедливороссов и 4 единороссов. При этом сам господин Ересов является, как представляется, убеждённым единороссом. Он неоднократно уверенно избирался главой Красноборского сельского поселения, «Единая Россия» в руководимом им поселении традиционно показывала хорошие результаты на выборах разного уровня, а само поселение хорошие социально-экономические результаты. Представители Красноборска на районном уровне выступают сплочённой командой, что в значительной степени предопределило их нынешний успех. Владимир Ересов известный и авторитетный в районе человек, как, впрочем, и председатель красноборского совета Пётр Соляной. Всё это говорит о том, что сделанный депутатами выбор в пользу Ересова вполне закономерен.

Но выбор мог быть и другим, если бы, например, представители объединения «Народный депутат» пошли на поводу у партии «Справедливая Россия», выдвиженцами которой большинство из них являются и которая, тем не менее, выступила за избрание Николая Скресанова. Дело в том, что господин Скресанов являлся кандидатурой от правительства Карелии. И следует предположить, что у эсэров была какая-то договорённость с единороссами о распределении постов в руководстве Пудожского района.

Практика таких договорённостей, основанных на реальном учете расклада сил – вещь, в общем-то, положительная. Она позволяет договаривающимся сторонам достигать предопределённого результата без излишнего перенапряжения сил, при этом, исключая разного рода неприятные для обеих сторон случайности. «Справедливая Россия» получила пост главы района и 11 из 24 депутатских мест в районном совете. Однако, этого оказалось недостаточно для полного доминирования в районе, поэтому пост главы районной администрации так или иначе должен был достаться «Единой России». А уж как распорядиться этим постом – компетенция «Единой России». Хотят Скресанова – пусть получат Скресанова.

Но пудожские депутаты от «Справедливой России» предпочли не подчиняться решению регионального руководства партии. Они в полном составе (надо полагать) проголосовали за избрание собственного представителя на пост главы администрации района, видимо руководствуясь не столько партийностью, сколько компетентностью избираемого кандидата. Этим самым они пошли не только наперекор выдвинувшей их партии, но наперекор мнению правительства республики.

Понятно, что, предлагая своего кандидата на пост главы администрации Пудожского района, республиканская власть руководствовалась какими-то серьёзными соображениями, о которых мы можем даже не догадываться. Поэтому выбор правительства необходимо как минимум уважать и относиться к нему со всей серьёзностью. С другой стороны, не исключено, что кандидат, представляемый как кандидат правительства, на самом деле, и в глазах главы Карелии Александра Худилайнена и перед депутатами Пудожского районного совета, продвигался тем самым сословием во власти, которое Сергей Хорошавин назвал «новым чиновничьим дворянством». Сословием, благополучие которого уже никак не связано с общественными результатами их деятельности, и которое продвигает людей не в целях эффективного государственного управления, а для собственного удобства использования властных полномочий. Причём, зачастую, тех полномочий, к которым они не имеют никакого прямого отношения по долгу службы. То, что такое возможно ни для кого не секрет, в том числе, разумеется, для главы Карелии, совсем недавно сказавшего буквально следующее: «…теперь я знаю ситуацию в Карелии, знаю местную элиту и цену ее слову. Часто бывает так, что вроде договоришься с человеком об одном, а когда он уходит, то начинает делать все совсем по-другому».

Как бы то ни было, депутаты районного совета доказали свою политическую зрелость, самостоятельность, убеждённость в правоте принимаемого решения. В том числе они доказали, что способны быть сильным и надёжным проводником политики правительства Карелии на территории Пудожского района. Вывод, казалось бы парадоксальный! Но что случилось бы, если бы на пост главы администрации района, путём чрезмерного давления на депутатов, был «назначен» господин Скресанов? Это означало бы, что властные полномочия были отобраны у широкой общественно-политической коалиции, одержавшей победу на прошедших выборах, и преданы… в худшем случае как раз тем, кто эти выборы проиграл.

Разумеется, победители не стали бы мириться с таким положением дел, а свою дееспособность они вполне доказали 8 сентября (так же как наличие серьёзных проблем в управлении районом у своих политических оппонентов). Таким образом, Пудожский район опять оказался бы в условиях жёсткой конфронтации между администрацией района и оппозицией (подразумевая под оппозицией всех недовольных новым главой, вне зависимости от партийной принадлежности). Любая созидательная деятельность в таких условиях была бы сильно затруднена. К счастью этого удалось избежать. И не в последнюю очередь вследствие благоразумной умеренности того давления на депутатов, которое применило правительство при продвижении своего кандидата.

Итак, что же ждёт Пудожский район в связи с изменениями во властных структурах местного самоуправления? Ведь, кроме нового главы администрации, у района теперь новый глава района и кардинально обновлённый районный совет депутатов. А так же, сильно обновлён состав глав поселений и депутатский корпус советов поселений.

По характеру произошедших изменений можно предположить, что острота политического противостояния в районе значительно снизится:

Во-первых, новые власти района опираются на достаточно широкую общественную поддержку и склонны всерьёз считаться с мнением избирателей района. Значит, количество недовольных их действиями будет не так уж велико, как и поводов для недовольства.

Во-вторых, можно надеяться, что в управлении Пудожским районом станет поменьше «политики» и побольше реальной работы по решению имеющихся в районе проблем. И в связи с этим меньшую остроту будет иметь противопоставление людей в координатах «свой - чужой», и большее внимание уделяться компетентности специалистов и их способности вносить свой вклад в социально-экономическое развитие района. А это тоже снимет многие противоречия.

В-третьих, понятно, что опора на широкую социальную базу, не «узкоклановый» характер управления, как и приоритет компетентности и общественной эффективности в работе управленцев, предполагают самое уважительное отношение к требованиям закона. Поэтому можно предположить, что у правоохранительных органов района будет меньше работы связанной с нарушениями закона со стороны самих районных управленцев, и они смогут сосредоточить свою деятельность на нарушениях со стороны субъектов управления, идущих в разрез с требованиями республиканского, районного и поселенческого руководства.

Меньше «политики» станет, надо полагать, и в отношениях районных властей с вышестоящим руководством республики. Имеется в виду, разумеется, так называемая, «двойная политика». Можно ожидать, что у районного и поселенческого звена самоуправления Пудожского района в отношениях с властями республики будет больше открытости, больше прямоты, определённости, ответственности и исполнительности. Такое представление прямо следует из понимания работы в органах местного самоуправления как об исполнении некой управленческой миссии, общественно-политической функции, а не личного, частного дела отдельных персон или ограниченного круга лиц, действующих на свой страх и риск в собственных интересах. Функции, вписанной в более широкий контекст общественно-политического устройства Карелии, предполагающий разный уровень полномочий, а так же ответственности и подчинённость нижестоящего руководства перед вышестоящим. В данном случае, районного перед республиканским.

Такая лояльность районного руководства, несомненно, обеспечит району поддержку (в том числе финансовую) правительства Карелии, приобретающего в лице Пудожского района надёжную опору для проведения своей политики в республике.

Итак, всё говорит о том, что дела в Пудожском районе наладятся, и он перестанет быть горячей точкой на политической карте Карелии. Время политических войн закончилось. Для жителей Пудожского района наступило время созидания.

P.S. У всякого позитивного процесса, подобного политическому обновлению в Пудожском районе в результате выборов 8 сентября, могут, разумеется, быть свои тёмные стороны. Поэтому, внимание республиканского руководства к положению дел в Пудожском районе, его участие в этих делах, будет необходимо всегда. Не для того чтобы ломать ситуацию через колено, но чтобы, как и прежде, твёрдой рукой направлять течение общественных процессов в правильном направлении.

"