Posted 23 ноября 2015,, 07:08

Published 23 ноября 2015,, 07:08

Modified 12 ноября 2022,, 08:32

Updated 12 ноября 2022,, 08:32

Битва за Шелтозеро. Часть вторая.

23 ноября 2015, 07:08
Битва за Шелтозеро. Часть вторая.
Сюжет
Статьи

«КарелИнформ» продолжает анализировать ситуацию в Шелтозере, где грядут выборы главы поселения. Два основных конкурента: Максим Лонин и действующая глава поселения Ирина Сафонова.

Итак, в декабре 2011 года Ирина Сафонова выиграла выборы. И как-то так совпало, что буквально сразу, в конце декабря, местный совет принял решение о повышении оклада главе поселения. Это решение местные власти, конечно, не рекламировали, поскольку такие шаги жителями воспринимаются, мягко говоря, болезненно. Особенно учитывая состояние сельских бюджетов. Шелтозеро в этом смысле не исключение: финансово-экономическое положение непростое, денег на многое не хватает. И люди, опять же судя из общения, это понимают и никогда не ждали, что глава поселения взмахнет волшебной палочкой, и все в мгновении ока наладится.

«Мы стали изгоями»

И все же когда на выборах Ирина Сафонова брала на себя ответственность и давала конкретные обещания, люди ждали, что они будут выполнены. Приведем только один пример – с входящей в состав поселения деревней Вехручей. Она находится в 7 км от Шелтозеро, живут в ней около сотни человек. Так вот, по словам сельчан, перед выборами Ирина Сафонова сюда наведывалась. Но, когда стала главой поселения, в Вехручье ее фактически больше не видели. Жители перечисляют самые острые проблемы – с уборкой дорог, с освещением… При Сафоновой здесь закрылась библиотека. Но самое любопытное – если раньше в Вехручье был свой избирательный участок, то теперь его нет. Ликвидирован. «Мы стали какими-то изгоями", - говорят люди.

Чтобы выразить свое волеизъявление, жителям Вехручья теперь надо ехать в Шелтозеро. Многие поедут? Или плюнут и останутся в день выборов дома? Может быть, на это и был расчет со стороны желающей «воспроизвестись» местной власти, понимающей, что избиратели забытого ею Вехручья за Сафонову вряд ли снова проголосуют?

Чудес не ждут, хотят честности

Повторимся, ни в Вехручье, ни в самом Шелтозере чудес от местной власти люди не ждут, хотят хотя бы честности. Обещай только то, что сделать в силах, чтобы потом не бегать и не прятаться от своих же избирателей. Жители понимают, какие объективные трудности есть у местного бюджета, у главы поселения. Хотя, справедливости ради надо отметить, что Шелтозеро в последние годы не обделено помощью со стороны районной, республиканской власти и даже федерального центра. В рамках целевых программ на федеральные деньги отремонтирована больница, появилась новая школа. Еще примеры - современный детский сад, ремонт Шелтозерского музея, строительство нового дома для переселенцев, помощь Вепсскому хору. При помощи главы района, единоросса Алексея Лучина и республиканской власти были найдены спонсоры, установившие спортивную площадку. При участии депутата Заксобрания Ольги Шмаеник (также фракция «Единой России») открыты игровые площадки у школы и детсада. Они появились в рамках реализации наказов избирателей, на это региональный бюджет выделил почти полмиллиона рублей.

У самого Шелтозера в бюджете, конечно, на это никогда не хватило бы денег. Но еще при подготовке к выборам в сентябре Ирина Сафонова все это приписала исключительно себе, в свои личные достижения. Сейчас, судя по всему, все будет еще жестче. На сей раз Сафонова выдвинута на выборы «Справедливой Россией». Понятно, что глава поселения надеется, что партийный ресурс – финансовый, организационный – позволит ей остаться в кресле. Но взамен в агиткампании ей придется выполнить определенные обязательства: отработать партийные установки «СР» по критике конкурентов, то есть «ЕР» (и неизбежно шире – районной и республиканской власти), под лозунгом «для Шелтозера ничего не делается».

Зачем «Справедливой России» Сафонова?

Для этого важно понять, почему «СР» вообще решила поддержать Сафонову (на предыдущих выборах она шла как самовыдвиженец). Стоит напомнить, что от участия в местных выборах в сентябре партия уклонилась вообще, не только в Шелтозере, но и в других муниципальных образованиях. Что уже тогда вызвало удивление наблюдателей. В «СР» объясняли, что копят силы перед большой избирательной кампанией 2016 года. Но причины, очевидно, были иные: в региональном отделении партии, вероятно, опасались, что конкуренции с единороссами им не выдержать. А глобальный проигрыш накануне больших выборов – в Госдуму и ЗС РК – стал бы для партии в Карелии мощнейшим ударом по имиджу.

Итоги выборов показали, что в «СР» приняли правильное решение: «Единая Россия» провела избирательную кампанию триумфально, завоевав подавляющее большинство мандатов. Причем в новых условиях, при возращении графы «против всех». В подавляющем большинстве округов протестное голосование не оказалось сколько-нибудь серьезным. И на этом фоне, конечно, очень выделилось Шелтозеро, где именно по данной причине выборы были признаны несостоявшимися (к слову, «ЕР» в сентябре своего кандидата здесь не выдвигала).

В общем, Шелтозеро, попав в заголовки СМИ, неожиданно оказалось очень удобной пиар-площадкой для «СР», особенно в свете того, что на сей раз «ЕР» решила выдвинуть своего кандидата. Вероятно, в «Справедливой России» решили: по масштабам избирательная кампания маленькая, сил должно хватить, а общественное внимание к ней гарантировано. А у Ирины Сафоновой в силу ее нынешнего должностного положения есть такая вещь, как административный ресурс.

Есть «свои» и есть «чужие»?

Понимается он, однако, главой поселения своеобразно – такие выводы опять же напрашиваются из общения с жителями. Раскритиковав местную власть в разговоре, практически все люди спохватываются и просят только ни в коем случае не называть фамилий. «Не хотим, нам тут еще жить…» Если честно, складывается ощущение, что Ирину Сафонову жители откровенно боятся. В частных беседах признаются: глава поселения делит сельчан на «своих» и «чужих». Не голосовал за нее или не дай Бог агитировал за другого – попадешь в «черный список».

Насколько эти опасения справедливы, со стороны сказать сложно. Но, увы, практика показывает, что в маленьких поселениях у местного чиновника возможностей испортить жизнь тому, кто ему кажется неугодным, предостаточно. Заведется в местной власти такой вот «властелин Кущевки», и попробуй только пикни против…

В Шелтозере, например, вспоминают, как с подачи Сафоновой была уволена сотрудница местной библиотеки – говорят, из-за какого-то личного конфликта. С этого года полномочия по библиотечному обслуживанию были переданы на уровень района. То есть переданы всеми поселениями, кроме Шелтозеро. Почему? Ведь библиотека как была, так и остается работать в селе, а расходы берет на себя районная казна. Разве не выгодно такое облегчение для местного бюджета? Выгодно. Почему же Сафонова не соглашается? Она и не скрывает, что считает: районные власти могут вернуть на работу уволенную сотрудницу. Вспоминают и про то, как жители хотели по программе поддержки местных инициатив установить комплекс уличных тренажеров. И проголосовали за это на народном сходе. Но местная администрация заявку для участия в программе не подала: Сафонова, как говорят, двигала другой проект. Ну и в результате наказала уже всех жителей…Пришлось спортивной общественности обращаться за помощью к спонсорам, чтобы хоть бывшие в употреблении тренажеры дали. Обещанного стадиона, на который выделил средства федеральный центр, тоже нет.

Серьезный выбор

В общем, здесь сплетаются личные качества Ирины Сафоновой, которая, очевидно, бороться за свое кресло будет очень жестко, и партийные интересы «СР». Для справедливороссов, еще раз подчеркнем, это рекламный ход перед большими выборами-2016. Станут ли потом, в случае победы Ирины Сафоновой, ее нынешние помощники в Шелтозеро разбрасываться своим и без того не особо впечатляющим партийным ресурсом, чтобы решать конкретные проблемы небольшого села? Ответ, думается, лежит на поверхности.

Так что поможет ли в агитационном смысле главе поселения привязка к «СР» или, наоборот, навредит – большой вопрос. Равно как и под вопросом то, насколько верную ставку сделала партия, учитывая неоднозначное отношение в Шелтозере к Сафоновой и накопившиеся к ней претензии как действующей главе. Ибо здесь их кандидату будет противостоять еще и запрос на перемены, на новые лица во власти, который сегодня олицетворяет в Шелтозере Максим Лонин. Надо полагать, к выбору шелтозерцы подойдут очень серьезно и вдумчиво.

"