Posted 21 февраля 2012,, 08:24

Published 21 февраля 2012,, 08:24

Modified 12 ноября 2022,, 09:25

Updated 12 ноября 2022,, 09:25

Чьи интересы защищает мэрия?

21 февраля 2012, 08:24
Чьи интересы защищает мэрия?

Через парламент пытаются протащить приватизацию муниципального имущества.

На прошлой неделе депутаты карельского парламента провалили поправки в законопроект, согласно которым привлекательные муниципальные объекты должны были перейти в руки бизнеса на льготных условиях. Как заявил депутат ЗС РК Александр Степанов, он был крайне удивлен тем, что интересы бизнеса фактически лоббировало руководство Петрозаводска. Радует же Степанова то, что гласности наконец-то были преданы подробности явно кабальных договоров аренды муниципального имущества.

Речь идет о трех крупных объектах – кинотеатре «Калевала», универсаме «Ритм» и универмаге «Карелия». На сегодня эти здания находятся в аренде, и бизнесмены не могут выкупить их у города, так как существующий закон накладывает ограничения на площади приватизируемых объектов: она должна быть не более 2 тысяч квадратных метров. Поправки же предлагают раздвинуть рамки до 10 тысяч квадратных метров, в результате чего все три объекта начнут подпадать под требование закона. Как сказано в пояснительной записке, поступившей в карельский парламент из мэрии, приватизация этих объектов, оказывается, ничто иное как выполнение указаний президента РФ Д. Медведева – глава государства как-то указал на то, что муниципальные власти должны «избавляться» от имущества, которое не имеет отношения к их непосредственным обязанностям. К тому же приватизация позволит увеличить доходы казны – дополнительные доходы прогнозируются в сумме до 200 миллионов рублей.

Однако депутаты не вняли этому письму, и не из-за того, что они против Медведева или не хотят пополнения городской казны.

Дело в подноготной ситуации, которая, в общем-то, всем известна – универмаг «Карелия» тесно связан в общественном мнении с политиком и крупным бизнесменом Девлетом Алихановым, а универсам «Ритм» - с бизнесменом и депутатом Петросовета Святославом Нефёдовым. Более того, злые языки поговаривают, что их коммерческий успех, а, соответственно, и политическое влияние изначально было целиком основано на тех финансовых ресурсах, которые вышеупомянутые господа извлекали из пересдачи в субаренду арендованной ими муниципальной собственности. И если внимательно почитать ту самую пояснительную записку, то это мнение только укрепится.

Судите сами - за аренду «Карелии-маркета» городской бюджет в месяц получает 900 тысяч рублей (это за трехэтажное торговое здание в самом центре города). Площадь здания - 5 436 квадратных метра. Производим простейшее деление и получаем, что в месяц за один квадратный метр нынешние арендаторы платят городу примерно 165 рублей. В «Ритме» и вовсе – 530 тысяч ежемесячно с площади в 5104 квадратных метра, то есть где-то 103 рубля с небольшим. Между тем, пересдается это муниципальное имущество по совершенно другим ценам. К примеру, сейчас цена квадратного метра помещения в центре Петрозаводска колеблется в районе 1000 рублей за метр, но в столь раскрученном месте как центральный универмаг Петрозаводска не грех брать и еще дороже. На Кукковке, конечно, подешевле, но и арендатор «Ритма», судя по всему, в накладе не остается. И такая ситуация продолжается годами. Можно посчитать примерные суммы, которые каждый месяц недополучает город, и сравнить с тем вроде бы заманчивым предложением о 200 миллионов вырученных от приватизации.

Известно, что договора аренды по этим зданиям заключены на десятки лет. И именно эти договора, как поясняют сотрудники петрозаводской мэрии в кулуарах, якобы оказываются тем препятствием, которое мешает пересмотреть условия аренды. Однако, судя по всему, как раз сами бизнесмены, извлекающие прибыль из этих договоров, в их юридической «непробиваемости» не слишком уверены. Во всяком случае, раз за разом через парламент пытаются «протащить» законы, которые позволили бы нынешним арендаторам стать полновластными хозяевами муниципальных зданий. Предыдущая попытка состоялась еще осенью, при прежнем составе карельского парламента, и вот – очередной пробный шар.

За поправки в закон проголосовало 22 депутата из 50 карельских парламентариев. Таким образом, закон не был принят. Однако очевидно, что от своей цели инициаторы законопроекта так просто не откажутся, а, значит, будут новые попытки. Ситуация предельно упрощает и то, что городская власть ни только не стремится помешать приватизации лакомых кусочков городской собственности, но и сама активно лоббирует этот вариант действий.

Самое же пикантное в ситуации то, что если поправки будут приняты, упомянутые объекты приватизированы, а 200 миллионов от этих сделок поступят в городской бюджет, то распределять их будет, в том числе, Петрозаводский городской совет, на решения которого, как поговаривают, активно влияет некий Координационный совет. А этот орган возглавляет всё тот же депутат и бизнесмен Алиханов, которого и считают одним из главных «интересантов» поправок. Такой вот круговорот денег в природе с весьма привлекательными бонусами для организаторов процесса.

"