Начать с «нуля» - и добиться результата

Начать с «нуля» - и добиться результата

Начать с «нуля» - и добиться результата

20 августа 2013, 10:00
Политика
Начать с «нуля» - и добиться результата

Сегодня петрозаводский Лицей №1 заслуженно претендует на статус одного из лучших учебных заведений Петрозаводска, да, пожалуй, и всей Карелии. А ведь первоначально это была самая обычная школа, в которую, к тому же, со всех иных городских школ отправили учиться самых неблагополучных учеников. О том, как школа достигла высот, помогала и помогает учащимся стать образованными и успешными людьми, о том, как создать с «нуля» инновационное учебное заведение, и, наконец, о том, как создать уникальный коллектив и выстоять под административным прессом лучше всех знает создатель Лицея и его первый директор – Юрий Алексеевич Шабанов.

- Юрий Алексеевич, как получилось что Вы, тогда совсем молодой преподаватель, стали директором Лицея?

- Лицеем наша школа стала называться лишь с 4 июля 1991 года, а до того это была рядовая 41-я школа города Петрозаводска. Я окончил педагогический институт имени Герцена в Ленинграде. После окончания ВУЗа женился, отработал несколько лет по распределению, отслужил в армии, и решил переехать с семьей в Петрозаводск. Уже в первый год учительства со мной разговаривали о возможности возглавить школу. Любопытная деталь – помню как мы с друзьями в сентябре ехали за грибами по улице Древлянка, которая тогда только-только застраивалась, и кто-то мне сказал, показав на здание строящейся школы: вот, гляди, назначат тебя сюда директором. Так и случилось. Уже в мае я получил предложение возглавить новое учебное заведение.

Мне было 28 лет, я был полон энергии, да и время тогда было особое, бурлящее – перестройка, романтические надежды на светлое будущее, свобода творчества и эксперимента. Правда, думаю, уже тогда чиновники от образования поняли, что со мной будет непросто. Началось с того, что я отказался подписывать акт о приемке здания с недоделками. На меня давили, но я стоял на своём, и, в конце концов, строителям пришлось постараться, и наша школа стала единственной в городе, в которой к 1 сентября оказались завершены все строительные работы. Кроме того, в порядке эксперимента было решено, что набор учителей в новую школу будет осуществляться по конкурсу, но я выбил право нанять 10 заслуженных педагогов без конкурса, заложив, тем самым, крепкий профессиональный костяк.

- Но в любом случае, первое время, полагаю, было непростое…

- Конечно, ведь и я сам был молод – пришлось многому учиться уже в процессе, к тому же контингент в школе подобрался еще тот. В советское время была такая традиция: в каждую новую школу администрация других учебных заведений пыталась «сплавить» своих самых неблагополучных учеников, с которыми не могла совладать – хулиганов, «двоечников», которые портили показатели по дисциплине и успеваемости. И вот этот багаж достался, конечно же, и мне. И преподавательский коллектив только-только начал формироваться. Но в достаточно короткие сроки мы сумели с этим справиться. Как? Для начала мы перестали врать – то есть перестали скрывать, что у нас есть недостатки. «Двоечникам» начали ставить то, что они заслуживают, хулиганов начали ставить на учет в детской комнате милиции – и у нас только в первое полугодие оказалось более 100 неуспевающих и 87 человек на учёте. Это было настоящее ЧП! Меня вызывали в министерство, песочили, угрожали снять, но я стоял на своем – и тогда, и сейчас я считаю, что нужно честно говорить о недостатках и только тогда их можно будет преодолеть. Параллельно же я начал изменять атмосферу в школе – лентяи поняли, что в этой школе их «покрывать» и вытягивать не будут, и внутренне как-то подобрались, к тому же я сделал ставку на спорт. Я сам – человек спортивный, и мне это близко. В школе начали активно развиваться разные секции, она была открыта до 12 ночи, ребята занимались вместе с педагогами и родителями, и постепенно в школе начала меняться атмосфера. На смену отгороженности друг от друга приходило чувство локтя, чувство коллектива, и ребята, и родители, и учителя начали понимать, что это – наша общая школа. А изменилась атмосфера – изменилась и успеваемость. Даже в коридорах на переменах стало тише, потому что дети начали тянуться друг за другом, среди них хорошо учиться стало – модно. И когда 80% наших выпускников из 10 «г» класса, куда собрались самые, честно говоря, неуспевающие, поступили в ВУЗы, то я понял: мы всё делаем верно.

- А почему все-таки 41-я школа стала 1-м Лицеем?

- Этим мы обязаны замечательному человеку и педагогу Исааку Самуилович Фрадкову. Любопытно даже то, как мы встретились – я всего пару раз до того слышал его выступления в Институте повышения квалификации учителей, а тут встретил его на пешеходном переходе. Подошел, представился, мы зашли в школу поговорить, я рассказал ему о своих планах и мечтах, и признался, что мне не хватает опыта для их осуществления – а он тогда и сказал: так возьми меня к себе. Я и взял. И с помощью Фрадкова, и с помощью других педагогов нам удалось создать это уникальное учебное заведение. Идея присвоения статуса Лицея принадлежит именно ему. Мы определяли нашу школу как – инновационное многопрофильное учреждение, и были открыты всему новому. Любой человек – учитель, родитель, сам ребенок – мог прийти ко мне и рассказать свою идею, и я не ограничивал творчества. У нас не было такого – ты придумал, ты и ищи деньги на реализацию. Нет, если предлагалось что-то стоящее, то мы пытались найти возможности всем коллективом, и, как правило, находили, и это новое реализовывалось.

Образование держалось на трех китах – «искусство-спорт-наука», и я уверен, что лицеисты тех выпусков были людьми разносторонне развитыми. Мы давали возможность детям пробовать себя в самых разных областях и разных сферах знаний, помогая ребенку найти себя. Потомственный гуманитарий мог заниматься математикой, физик – пробовать себя в рисовании картин, и очень многие сумели, к удивлению и себя самих, и своих родителей, открыть в себе уникальные способности и таланты. Не случайно, что многие из них сейчас успешно занимаются бизнесом, занимают значимые посты или очень углубленно занимаются научными исследованиями. Мне за них не стыдно, и я рад, что наша школа стала для них отличной стартовой площадкой.

- Но сами Вы из школы, в конце концов, ушли…

Да, это случилось в 1999-м году, после 12 лет работы, после того, как наш Лицей стал тем, что он есть и сегодня, и для меня это было, признаюсь, тяжелым решением. Однако в тот момент мне вновь сделали предложение, от которого я не имел права отказаться. Государство нуждалось в моей помощи. Все мы прекрасно знаем насколько тяжелой была ситуация на алкогольном рынке, в Петрозаводске был убит директор ПЛВЗ «Петровский», и в руководстве нужен был человек, который никак не будет связан с криминальными кругами, который будет достаточно честен, смел и принципиален для наведения элементарного порядка, и который, к тому же, будет более-менее разбираться в экономике. И кому-то пришла в голову идея – позвать в руководство ПЛВЗ человека из принципиально иной сферы. И этим человеком стал я.

Мнения

«Умеет подбирать команду»

Андрей Евгеньевич Сунгуров, бывший учитель русского языка и литературы Лицея №1.

- Я проработал с Шабановым более 9 лет. Мне кажется, что у него есть главное качество любого руководителя: умение подбирать команду. Можно вспомнить тех, кто преподавал у нас – художник Олег Чумак, недавний главный художник города – Владимир Лобанов, люди уникальных знаний и умений, которые передавали всё это детям. Не случайно же возникла идея Лицея, просто то образование и воспитание, которое получали ребята, уже не укладывалось в рамки обычного образовательного стандарта. И в том, что таких людей удалось собрать вместе и дать им возможность работать на общую цель – это величайшая заслуга Шабанова, как руководителя. Да и прочий его жизненный и профессиональный опыт очень весом: это работа в реальном секторе экономики, и законотворческий опыт.

«Способен увлечь людей»

Дмитрий Скляров, бывший ученик Лицея, международный мастер по шахматам, многократный чемпион Карелии по шахматам.

- В том, что шахматы в Карелии по-прежнему находятся на очень высоком уровне, я считаю, большая личная заслуга именно Юрия Алексеевича. Когда я учился в Лицее, то именно по его инициативе в школе появился сначала шахматный кружок, в котором занимались дети, а им преподавали тренеры, по выходным же в Лицее действовал шахматный клуб – единственный в ту пору в Петрозаводске. По выходным проводились турниры, люди играли между собой, и не случайно, лицейские шахматисты на соревнованиях «Белая ладья» между школьниками почти всегда оказывались победителями. Сам Шабанов всегда способствовал развитию шахмат, всячески поощрял ребят, считая, что залог успешного развития и города, и республики это – интеллект. На мой взгляд, это абсолютно верная позиция.

«Абсолютно честный человек»

Оксана Борисовна Шлейкина, заслуженная учительница РК:

- Мы работали с Юрием Алексеевичем Шабановым с 1987-го года. То есть, мы знакомы почти 25 лет, и я могу ответственно сказать – это абсолютно честный и порядочный человек. Очень открытый и очень энергичный. Он сумел собрать вокруг себя крепкую команду, набрал настоящих профессионалов, и результатом, который получился, мы можем гордиться. А вот когда он ушел из школы, то я поняла, что, скорее всего, с новым директором такого уже не будет. Так и получилось, что свидетельствует о том, что очень много зависит от того, кто стоит во главе организации.

Агитационный материал оплачен из средств избирательного фонда кандидата на пост Главы Петрозаводского округа Шабанова Юрия Алексеевича. Заказчик: Шабанов Юрий Алексеевич

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter